Меню навигации+

Herman Leonard

Опубликовано 16 Авг 2010 года в Движение, Новости, Статьи, Стиль | Нет комментариев

14 августа в Лос-Анджелесе скончался на 88-м году жизни Герман Леонард, один из самых известных джазовых фотографов, документировавших бурную историю джаза сороковых-пятидесятых годов. Многие работы Леонарда стали свого рода иконами джазовой мифологии, идеальными визуальными образами, по которым мы представляем себе золотой век джаза. На этой фотографии Леонард запечатлён с самым, наверное, известным своим снимком — изображением саксофониста Декстера Гордона (Dexter Gordon), задумчиво курящего на сцене одного из нью-йоркских джаз-клубов конца сороковых годов. Не менее известен и его портрет певицы Билли Холидей, считающийся классическим изображением великой вокалистки.

«Above all, enjoy the music», - Герман Леонард

Герман Леонард родился в 1923 г. в Аллентауне (Пенсильвания). В девятилетнем возрасте Герман случайно увидел, как старший брат в фотографической «тёмной комнате» проявляет фотографии, и чудо возникновения застывшего образа времени на фотобумаге навсегда очаровало его. Он получил высшее образование по фотографии в единственном тогда университете США, предлагавшем такую специализацию (Университет Огайо), причём его обучение было прервано на два года — в 1943-1945 годах Герман служил анестезиологом в полевом госпитале на американско-японском фронте в Бирме.

Билли Холлидей (Billie Holiday), Нью-Йорк, 1949

Завершив образование в 1947, Леонард с 1948 г. работал фотографом в Нью-Йорке. Он легко договаривался с владельцами джаз-клубов, чтобы ему позволяли снимать репетиции музыкантов, взамен снабжая клубы бесплатными фотографиями для афиш. «Мне хотелось создать визуальный дневник того, что я слышал в клубах, — писал позднее Леонард. — Я хотел, чтобы люди видели, как именно рождается музыка». И это, безусловно, удалось: сотни его снимков, хранящихся ныне в Музее американской истории Смитсоновского института в Вашингтоне, стали золотым фондом джазового фото.

Чарли Паркер (Charlie Parker), Birdland, Нью-Йорк, 1949

Переехав в 1956 году в Париж, Леонард время от времени снимал музыкантов и там, но только изредка — он занялся более широким спектром фотографии, снимал рекламу, моду, фоторепортажи. Только в середине восьмидесятых он вернулся к своим старым джазовым негативам, из которых собрал свой первый фотоальбом — «The Eye of Jazz». В 1988-89 годах состоялись первые выставки его джазовых фотографий — сначала в Лондоне, где выставку посетили более 10 000 человек, а затем в США.

Элла Фитцжеральд (Ella Fitzgerald) в «Олимпии», Париж, 1960

Вторая книга фотографий Германа Леонарда, «Jazz Memories», вышла в 1995 году, когда фотограф уже три года жил в Новом Орлеане, куда перевёз свою студию и архив. Рубеж веков — время широкого признания заслуг Леонарда: в 2000-м Ассоциация джазовых журналистов вручила ему премию Jazz Award в фотокатегории, а в 2004-м старейший в мире джазовый журнал DownBeat наградил Германа премией «За заслуги в течение жизни».

Арт Блэйки (Art Blakey), Клуб St. Germaine, Париж, 1958

В 2005 г. дом Германа Леонарда в Нью-Орлеане был разрушен ураганом «Катрина», и хранившаяся в доме коллекция из 8000 фотоотпечатков погибла. По счастью, уцелели негативы, хранившиеся в нью-орлеанском Музее искусства Юга имени Огдена. После наводнения Леонард был вынужден переехать в Лос-Анджелес и построить там жизнь заново, что было не так уж и просто в 82 года. Тем не менее, в 2006 г. вышел третий, самый полный альбом фотографий Леонарда — «Jazz, Giants and Journeys», в который вошли фотографии не только джазменов, но и других знаменитостей, а также его путевые съёмки.

Фрэнк Синатра (Frank Sinatra), Монте Карло, 1958

В 2008 г. Леонард оказался первым фотографом, получившим грант на сохранение и архивирование своей коллекции снимков от фонда премии «Грэмми», благодаря чему в течение года он смог, при помощи небольшого штата сотрудников своей фирмы Herman Leonard Photography, оцифровать, каталогизировать и надёжно архивировать всю свою коллекцию джазовых негативов — почти 60 тысяч кадров.

Palm Court Cafe, Новый Орлеан, 1996

На лето 2009 г. планировался приезд Германа Леонарда в Санкт-Петербург, и его компания даже вела с редакцией «Джаз.Ру» переговоры об эксклюзивном освещении визита легендарного джазового фотографа в Россию, но фестиваль, на который его приглашали почётным гостем, был отменён из-за мирового экономического спада, и Леонард так и не посетил нашу страну.

Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Olympia Theater, Париж, 1958

Он активно работал до последних месяцев жизни, участвовал в подготовке первого исследования своего творческого наследия — изданной в 2010 году Университетом Миссисипи книги «The Jazz Image: Seeing Music through Herman Leonard’s Photography» и готовил к изданию материалы своего четвёртого фотоальбома, «Jazz», который должен выйти в свет в ноябре этого года и будет содержать ряд ранее не публиковавшихся фотографий, обнаруженных Германом при оцифровке коллекции негативов.

Источник: Jazz.ru.

comments powered by HyperComments
468 ad