Меню навигации+

Фестиваль британского кино «Brick»

Опубликовано 15 Дек 2011 года в Кинопоказы | Нет комментариев

iCal

Дата и время: 15.12.2011 - 19.12.2011, 17:00.

Место: кинотеатр «Пионер», Кутузовский пр., 21.

Вход: 300-500 рублей.

 

В прошлом году «Пионер» провел первый «Brick» — фестиваль лучшего английского кино. Он был посвящён британским шестидесятым — эпохе свинга и молодых «рассерженнных», совершивших революцию в образе жизни и мировосприятии и искренне веривших, что это надолго. Но реальность, естественно, скорректиривала эти ожидания. Эпохи, как всегда, сменились быстрее, чем думалось. Теперь в фокусе «Brick» — следующее десятилетие, уже другое время.

Британские семидесятые — это, как считают сами англичане, переломный период между «новыми волнами» 60х и консервативным «тэтчеризмом» 80-х. Период после революции или, вернее, её новая стадия, когда в кино и в жизни иллюзий становится все меньше, но, как ни парадоксально, свобода и разнообразие от этого не убывают. Панки, замшеголовые, рудбои, анархисты, моды, black power (движение черного населения за свои права), растерянный, запутавшийся в своих идеалах средний класс… — именно из этого «плавильного котла» возникала современная Британия, которую уже тогда отразили лучшие английские режиссеры.

Расписание фестиваля «Brick»:

15 декабря (четверг)

20:00 — сбор гостей, открытие фестиваля
21:00 — показ фильма «Заводной апельсин» («A Clockwork Orange»)

16 декабря (пятница)

19:30 — «Безрадостные мгновения» («Bleak Moments»)
21:40 — «Давление» («Pressure»)

17 декабря (суббота)

17:00 — «Bronco Bullfrog»
19:00 — «Убрать Картера» («Get Carter»)
21:30 — «Палп» («Pulp»)
00:00 — Пионерская ночь BRICK:
«Квадрофения» («Quadrophenia»), «Рудбой» («The Clash: Rude Boy»)

18 декабря (воскресенье)

17:00 — «Семейная жизнь» («Family Life»)
19:10 — «А теперь не смотри» («Don’t Look Now»)
21:30 — «Дикий мессия» («Savage Messiah»)

19 декабря (понедельник)

19:30 — Трилогия («Bill Douglas Trilogy»):
«Моё детство»(« My Childhood»), «Моя родня» («My Ain Folk»), «Мой путь домой» (« My Way Home»)

 

«Заводной апельсин» («A Clockwork Orange»)

1971, 137 мин, Великобритания, США. Режиссёр — Стэнли Кубрик.

Лондон в недалёком будущем. Алекс (Малкольм Макдауэлл) — главарь уличной банды, которая терроризирует всех – женщин, мужчин, богатых, бездомных… Алекс любит две вещи – изощрённое насилие и «Девятую симфонию» Бетховена. Наконец-то арестованный за изнасилование и убийство, он попадает в тюрьму и соглашается на правительственный эксперимент. На нём хотят опробовать новый метод лечения преступников от тяги к насилию, который основан на ещё большем насилии.

«Заводной апельсин», экранизация одноимённой антиутопии Энтони Бёрджесса, — один из главных фильмов XX века и одновременно главный фильм про XX век, отразивший все его неразрешимые конфликты – от границ человеческой свободы и права каждого быть сверхчеловеком до природы власти и карательного закона, ещё более преступного, чем его нарушители. В момент выхода на экраны этот шедевр Кубрика поверг публику в «шок и трепет» и оказался пророческим, не утратив своей актуальности и сегодня.

 
«Безрадостные мгновения» («Bleak Moments»)

1971, 111 мин, Великобритания. Режиссёр — Майк Ли.

Дебют тогда ещё двадцатисемилетнего Майка Ли – будущего классика и обладателя всех главных кинонаград — каннской «Пальмы», венецианского «Льва», берлинского «Медведя». Изначально задуманный как пьеса, его первый фильм был снят всего лишь за восемнадцать тысяч фунтов. В центре этой жесткой психологической драмы – отношения двух одиноких сестёр, которые живут вместе в малогабаритной квартире в пригороде Лондона. Но и между ними – стена отчуждения, возникшая из-за неспособности разделить своё одиночество даже с ближним.

Пользуясь минималистскими, даже аскетичными средствами, Ли рисует беспристрастный, но крайне сочувственный портрет среднего класса – обманчиво благополучных людей, существующих в изоляции и не знающих, как выйти из своих квартир-клеток и справиться с физической и внутренней клаустрофобией. Уже здесь узнаётся фирменный стиль режиссера — безупречная драматургия, феноменальная достоверность и, конечно же, уникальный метод работы с актерами, которые буквально влиты в своих персонажей. Картина получила награды на кинофестивалях в Локарно и Чикаго.

 
«Давление» («Pressure»)

1975, 110 мин, Великобритания. Режиссёр — Хорас Ове.

Подросток Тони – чёрный англичанин, родившийся в Британии в семье иммигрантов из Тринидада. Тони прессуют со всех сторон. Ксенофобское белое большинство не принимает его из-за цвета кожи. Брат, агрессивно отстаивающий свою чёрную идентичность, отвергает парня за то, что он пытается ассимилироваться в белой среде. Родители — за то, что он, получив благодаря им английское образование, не может найти приличную работу (хотя причина этого — его нетитульное происхождение). В попытках справиться с отчуждением Тони примыкает к компании таких же безработных и потерянных чёрных ребят и вместе с ними шатается по улицам, промышляет карманными кражами, курит травку…

«Давление» снято чернокожим Хорасом Ове в Лэндброк Гроув, районе на западе Лондона, где ещё в 50е обосновались первые мигранты из Карибского региона. Это первый и главный фильм о чёрном населении и чёрной субкультуре в современной Англии. Сделанный задолго до эпохи политкорректности, он без иллюзий показал, откуда взялась нынешняя мультикультурная Британия – из атмосферы страха и недоверия – не только белых к чёрным, а также, как следствие, чёрного человека – к черному, белого – к белому и, как итог, всех – ко всем.

 
«Bronco Bullfrog»

1971, 86 мин, Великобритания. Режиссёр — Барни Платс-Миллс.

Чёрно-белая драма о лондонских «замшеголовых» (suedeheads) – британской субкультуре, родившейся в начале семидесятых. «Замшеголовые» вышли из скинхедов, но выглядели, одевались и вели себя более «традиционно» (длинные волосы, лоферы, костюмы; среди них попадались даже «белые воротнички»). Фильм следует за компанией подростков из рабочих семей, выросших на улице, и непредвзято передаёт их каждодневное существование – тусовки, мелкие грабежы и правонарушения, нелепые попытки заработать и вырваться из нищеты, хрупкие мечты и влюбленности, обречённые на провал.

Картина была снята за микроскопические деньги, а главных героев сыграли непрофессионалы – реальные ребята из Ист-Энда, самого неблагополучного района Лондона. 16-мм копия фильма, когда-то выброшенная на помойку и чудом сохранившаяся, сейчас хранится в личной коллекции Мартина Скорсезе, оценившего ленту очень высоко. А прекрасный – меланхоличный — саундтрек написала культовая британская рок-группа Audience. Раритетный образец британского социального реализма, способного передать жизнь во всей ее шероховатости и спонтанности, грубости и чувственности.

 
«Убрать Картера» («Get Carter»)

1971, 112 мин, Великобритания. Режиссёр — Майк Ходжес.

Лондонский киллер Джек Картер (Майкл Кейн) приезжает в родной Ньюкасл на похороны брата Фрэнка, погибшего при странных обстоятельствах. Полиция считает, что он разбился в автокатастрофе, но Джек уверен, что Фрэнка убили, и начинает собственное расследование. Гангстерский фильм по-британски – жёсткий, угрюмый и лишённый всякого романтизма: тут никого не жалко, а жестокость настолько оправданна, что как раз жалость становится преступлением.

В год выхода на экраны «Картер» практически провалился в прокате, а режиссера обвинили в «бездушности, одержимости сексом и смаковании насилия». Но спустя годы лента стала культовой и изрядно повлияла на мировое кино – в диапазоне от «Таксиста» Скорсезе до гангстерских комедий Гая Ричи. В 2004 году журнал Total Film назвал «Картера» лучшим британским фильмом всех времён. Теперь британские критики пишут, что Майк Ходжес очень точно передал холод своего времени – крах идеалов шестидесятых и наступление тупого «дикого материализма».

 
«Палп» («Pulp»)

1972, 95 мин, Великобритания. Режиссёр — Майк Ходжес.

Микки Кинг (Майкл Кейн) – циничный автор криминального чтива, штампующий одну книжку за другой. Однажды он принимает предложение стать «литературным негром» и за большие деньги написать мемуары бывшей кинозвезды (Микки Руни), который часто играл гангстеров и с ними же тусовался. Но, едва приступив к сочинительству, Микки узнает, что его героя замочили на очередной вечеринке. Горе-писатель решает расследовать это дело и невольно теряет грань между реальностью и вымыслом, превращаясь из автора своих бредовых книжек в их персонажа, обитающего в мире тотального абсурда и бессмыслицы.

Искромётный «Палп» — второй совместный фильм Ходжеса и Кейна после классического «Убрать Картера». В нем гениально смешалось всё — детектив, авантюрная комедия, политическая сатира, фантасмагория и много чего ещё. «Палп» предвосхитил недавнего «Призрака» Романа Полански, оказался любимым фильмом писателя Джеймса Грэма Балларда и подарил своё название знаменитой английской группе PULP.

 
«Квадрофения» («Quadrophenia»)

1979, 117 мин, Великобритания. Режиссёр: Фрэнк Роддэм.

Лондон, 1965 год. Двадцатилетний Джимми Купер – типичный лондонский мод, молодой бунтарь и представитель одноимённой субкультуры. Джимми ненавидит свою работу курьера в рекламной компании и живёт с родителями, которых терпеть не может из-за их консервативных взглядов. Однажды группировки модов, включая Джимми, отправляются в Брайтон, где участвуют в массовой стычке с рокерами.

«Квадрофения» — один из главных британских фильмов семидесятых — посвящён предыдущему десятилетию и его героям — беспечным бунтарям, ещё не успевшим разочароваться в своём бунте. Этот фильм основан на одноимённой рок-опере группы The Who и наилучшим образом фиксирует рождение и расцвет культуры модов. Кстати, лидера и главаря модов сыграл совсем ещё молодой Стинг, для которого эта роль стала первой работой в кино.

 
«Рудбой» («The Clash: Rude Boy»)

1980, 133 мин, Великобритания. Режиссёры: Джек Хэзен, Дэвид Мингей.

Фильм «Рудбой» – отчасти игровой, отчасти рокьюментари – рассказывает историю Рэя, фаната The Clash, который бросает работу в секс-шопе ради того, чтобы отправиться в турне с одноимённой группой. Постановочные эпизоды совмещаются с документальными съемками с концертов The Clash (включая знаменитый концерт Rock Against Racism) и из студии, где они записывали альбом Give ‘Em Enough Rope (1978). Название ленты отсылает к субкультуре рудбоев (или руди) — протестного молодежного движения, которое зародилось на Ямайке в шестидесятые и впоследствии ассимилировалось в Англии.

«Рудбой» — не только уникальный документ о концертных буднях The Clash и панк-культуре, но и важный фильм о Британии конца семидесятых, раздираемой политическими противоречиями. Картину взяли в конкурс тридцатого Берлинского кинофестиваля, где она удостоилась специального упоминания жюри.

 
«Семейная жизнь» («Family Life»)

1971, 108 мин, Великобритания. Режиссёр — Кен Лоуч.

Третий фильм Кена Лоуча – классика британского «критического реализма», снимающего, однако, не просто «социальные», но подлинно экзистенциальные драмы. Главная героиня, девятнадцатилетняя Дженис, всеми силами пытается вырваться из своей семьи и не стать такой, как ее родители. Типичные «продукты» среднего класса и строгие хранители фиктивной «нормы», они лишь умеют делать вид, что у них все хорошо, хотя оба несчастливы и несвободны, а главное – не имеют права даже заикнуться об этом. На попытку дочери жить своей жизнью они, естественно, отвечают карательными мерами. А когда узнают, что она беременна, то заставляют дочь сделать аборт и даже пытаются запихнуть в психиатрическую лечебницу…

Позиция Лоуча совпала с передовыми взглядами известного в шестидесятые шотландского психиатра Рональда Дэвида Лэйнга. Он считал, что «психические расстройства» и «безумие» отдельного человека есть прямая реакция на репрессивное устройство общества и семьи как его ячейки. Фильм участвовал в официальной программе Берлинского кинофестиваля, где получил три награды, а также был признан лучшей картиной года по мнению Французского синдиката кинокритиков.

 
«А теперь не смотри» («Don’t Look Now»)

1973, 110 мин, Великобритания. Режиссёр — Николас Роуг.

Чтобы оправиться от потери дочери, утонувшей в пруду, супруги Бакстеры (Дональд Сазерленд и Джули Кристи) отправляются в Венецию. Здесь отец семейства смог найти работу реставратора в церкви. Но венецианские каникулы постепенно превращаются в кошмар. В этом городе на воде, где всё бликует, двоится и преломляется, герои то и дело видят призраков погибшего ребенка. Им являются странные персонажи и начинает казаться, что за карнавальными масками и костюмами гондольеров скрывается что-то ужасное… Один из самых страшных и загадочных хорроров в истории кино – экранизация «готического» рассказа Дафны дю Морье.

Один из лучших фильмов о Венеции – зыбком городе-призраке и городе-лабиринте, которому очень к лицу смерть. Один из лучших фильмов о распаде, воссоединении и очередном распаде супружеской пары, который также известен долгой эротической сценой (не менее знаменательной, чем хоррор-эпизоды) и который наверняка повлиял на Ларса фон Триера, снявшего тридцать пять лет спустя фильм с практически такой же композицией под названием «Антихрист».

 
«Дикий мессия» («Savage Messiah»)

1972, 103 мин, Великобритания. Режиссёр — Кен Расселл.

Дикий Мессия – это франко-английский скульптор Анри Годье-Бжеска, проживший бурную, но короткую жизнь. Он взорвал европейскую арт-сцену накануне Первой мировой и вместе с другими художниками основал британский стиль «вортицизм» (антипод и одновременно родственник футуризма). Фильм также повествует о его безумном, но исключительно платоническом романе с Софи Бжеска. Эти двое практически никогда не занимались сексом. «Может быть, один или пару раз», как вспомнит потом Софи, которая легко оплачивала визиты своего возлюбленного в лондонские бордели. Судьбу этого гения и «анфан-террибля» экранизировал другой гений и «анфан-террибль» – Кен Расселл. Любитель авангарда, кича и больших форм, прозванный «британским Феллини», он всегда выбивался из английской кинотрадиции с её «реализмом без прикрас». Для него, как и для Годье-Бжеска, в искусстве границ и табу нет.

«Настоящее искусство – это секс. Всё остальное – пропаганда» — гласит лозунг фильма, под которым могли бы подписаться и его автор, и главный герой. Кстати, декорации к «Дикому Мессии» создал совсем молодой Дерек Джармен – ещё один «анфан-террибль» и один из главных британских режиссеров восьмидесятых.

 
Трилогия («Bill Douglas Trilogy»): «Моё детство»(« My Childhood»),
«Моя родня» («My Ain Folk»), «Мой путь домой» (« My Way Home»)

1978, 172 мин, Великобритания. Режиссёр — Билл Дуглас.

Трилогия Билла Дугласа – уникальный автобиографический проект. Это попытка вернуть и воссоздать утраченное время – время собственной жизни, какой бы тяжкой она не была. Попытка «вспомнить все», какими бы мрачными не были воспоминания. Попытка вновь обрести свое «Я» – через экранизацию личного, зачастую интимного, опыта. Сам Дуглас говорил о «навязчивом стремлении воскресить собственное прошлое». Трилогия так или иначе основана на реальных событиях – жизни Дугласа в его родной Шотландии, начиная с 40х годов.

Тогда он был восьмилетним мальчишкой, жил за чертой бедности в шахтёрском городке вместе со сводным братом и хворающей бабушкой, не знал своего отца и единственное спасение от калечащей реальности находил в кино, куда ходил на деньги, вырученные от продажи пустой стеклотары. Неповторимый поэтический стиль «Трилогии» родился на перекрёстке немого кино, советского авангарда и европейского реализма. Фильм «Моё детство» — первая часть трилогии — получил «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля.


Загрузка карты ....



comments powered by HyperComments
468 ad