Меню навигации+

Willie Mitchell

Опубликовано 10 Мар 2015 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

Когда речь заходит о соул-музыке, первым и самым ярким представителем жанра обычно называют лэйбл Motown, чей основатель Берри Горди (Berry Gordy) приложил массу усилий к популяризации чёрной музыки в сложных условиях, характерных для шоу-бизнеса Америки середины прошлого столетия.

Но Берри не был одинок — в далёком южном Мемфисе тем же непростым делом занимался продюсер, аранжировщик и музыкант Вилли Митчелл. И хотя его лэйбл Hi иногда незаслуженно оказывается в тени компаний Stax или Sun, которые принято считать пионерами ритм-энд-блюза в Мемфисе пятидесятых, всё же нельзя не признать, что мистер Митчелл оказал огромное влияние на становление и развитие того соул-звучания Мемфиса, которое мы так хорошо знаем и любим.

Вилли Митчелл родился в Эшланде, штат Миссисиппи, 23 марта 1928 года. Когда ему было два года, семья Вилли переехала в Мемфис. Играть на трубе Митчелл научился ещё в школе, после чего продолжил своё образование в музыкальном коллежде Раст в городке Холи-Спринг, штат Миссисиппи.

Первую свою пластинку Вилли записал с Би Би Кингом (B.B.King), затем собрал собственный биг-бэнд, играл вместе с Хаулин Вульфом (Howlin’ Wolf), а в 1950 году отправился отдавать долг родине. В армии Митчелл устроился по смежной специальности — радистом, однако и о своей основной профессии не забывал. В частности, Вилли аккомпанировал певцу Вику Дамони (Vic Damone), когда тот выступал перед солдатами американской армии.

В 1952 году Вилли Митчелл вернулся в Мемфис к своему оркестру, в составе которого, кстати, засветился тогда Эл Джексон (Al Jackson, Jr.) — пытливые умы вспомнят, что это один из основателей замечательной группы Booker T & The MGs.

К слову, будучи совсем ещё юнцом, Митчелл успел поиграть и в музыкальном коллективе папы Джексона, Эла-старшего. Ну, а помимо младшего Джексона, в ансамбле Митчелла в разные годы можно было услышать таких музыкантов, как Букер Литтл, Чарльз Ллойд, Джордж Коулман и Финеас Ньюборн (Booker Little, Charles Lloyd, George Coleman, Phineas Newborn, Jr.).

К концу пятидесятых Вилли Митчелл начал всё с большим увлечением работать в студии. Митчелл засветился как продюсер The ‘5’ Royales и Роя Брауна (Roy Brown), которые и поныне считаются классикой ритм-энд-блюза. В 1959 году он подписал контракт с Hi Records, и именно Вилли приписывают заслугу в создании фирменного звучания, столь характерного для этого лэйбла: напористая духовая секция, мощная поддержка органа и незатейливый ритм — ну что ещё нужно для создания добротного ритм-энд-блюзового трека?

Хиты появлялись на свет под неусыпным надзором Митчелла, в стенах мемфисской студии звукозаписи Royal Recording Studio, переделанной из старого кинотеатра 1915 года постройки. С тех пор прошло больше полувека, но студия Royal функционирует и по сей день — сегодня ей руководит сын Вилли, Лоуренс.

В течение шестидесятых ансамбль Митчелла отлично вписывался в американскую поп-музыку, и его танцевальные инструменталы That Driving Beat (1965 г.), 20-75 (1964 г.) или, например, Soul Serenade (1968 г.) получили заслуженное признание со стороны публики. С середины шестидесятых Вилли занялся продюсированием таких соуловых музыкантов, как Бобби Бланд (Bobby ‘Blue’ Bland), Тина Тёрнер (Tina Turner), Энн Пиблз (Ann Peebles) и О.Ви.Райт (O.V.Wright) — в частности, Митчелл записал его знаменитую Eight Men Four Women.

Вилли Митчелл с Элом Грином

Когда в 1970 году умер основатель лэйбла Hi Джо Куоджи (Joe Cuoghi), Вилли Митчелл занял его место. Одним из первых контрактов, которые он заключил как глава компании, стало исключительно удачное приобретение в лице молодого соул-певца Альберта Грина (Albert Green). Митчелл заприметил подающего надежды исполнителя ещё в 1968 году, когда он пригласил Грина в свой оркестр в качестве аккомпанирующего певца.

Вскоре после этого Вилли предложил Грину переехать в Мемфис, сократить имя до Эла и приступить к записи первого альбома на Hi Records. «Когда мы познакомились, я всё пытался подражать Джеки Вилсону, Сэму Куку и Уилсону Пикетту (Jackie Wilson, Sam Cooke, Wilson Pickett), — вспоминал Эл годы спустя, — а Вилли сказал мне: ради бога, пой, как Эл Грин!»

Митчелл приступил к работе над музыкальным материалом Эла Грина с полной ответственностью — он был и аранжировщиком, и продюсером, и звукорежиссёром всех хитовых пластинок Грина, которые увидели свет в семидесятых. На совести Митчелла всемирный успех синглов Let’s Stay Together и Tired Of Being Alone (1971 г.), Here I Am (Come And Take Me), Look At What You Done For Me, You Ought To Be With Me и I’m Still In Love With You (1972 г.), Call Me (1973 г.) и множества других хитов, записанных Элом в 1970-1976 годах.

Снова Эл Грин

Помимо плотного сотрудничества с Элом Грином, Вилли не забывал периодически записывать сольные альбомы, а также работать с другими музыкантами, среди которых — Дэвид Портер, Джин Симмонс, Билл Блэк, Бадди Гай, Айзек Хэйз, Отис Клей, Сил Джонсон, Кит Ричардс, Том Джонс и Айк Тёрнер (David Porter, Gene Simmons, Bill Black, Buddy Guy, Isaac Hayes, Otis Clay, Syl Johnson, Keith Richards, Tom Jones, Ike Turner). Кроме того, Митчелл возобновил прервавшуюся было совместную работу с Элом Грином — результатом стали альбомы Эла I Can’t Stop (2003 г.) и Everything’s OK (2005 г.).

Последней студийной работой Митчелла стал альбом Nothing’s Impossibile — по печальному стечению обстоятельств это ещё и последний прижизненный диск Соломона Бёрка. Бёрк умер от сердечного приступа в аэропорту Амстердама 10 октября 2010 года, а сам Вилли даже не успел увидеть появление нового альбома Соломона на прилавках магазинов. Легенда южного соула Вилли Митчелл умер в Мемфисе пятого января 2010 года, и вместе с ним нас покинул целый пласт музыкальной истории двадцатого столетия.

Текст: Мария Mary_J Миронова.

comments powered by HyperComments
468 ad