Меню навигации+

Если вы всё проспали

Опубликовано 12 Апр 2013 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

Сейчас самым странным образом распространено мнение, что в СССР не было джаза и вообще толковой танцевальной музыки, а молодёжь проводила время в конце рабочей недели, танцуя в папахах исключительно под классические произведения русских композиторов и народные песни строго в хоровом исполнении. Это, конечно же, не так.

Да, в послевоенные годы было не до танцев — надо было восстанавливать страну и промышленность, и квалифицированных рабочих рук крайне не хватало. В связи с этим Коммунистическая партия Советского Союза, как главный идеолог, стремилась сделать досуг населения максимально продуктивным, дабы молодые люди 16-21 года учились, получали профессию и реализовывали себя на благо населения всей страны. Образы шахтера, строителя или ученого стояли гораздо выше образа, к примеру, музыканта и насаждались всей мощью государственной пропаганды. Это принесло свои плоды, и позволило уже начиная с середины 50х постепенно переходить от героического труда к отдыху. Так, к слову, в конце 1955 года на государственном уровне и за серьёзные государственные деньги был организован приезд Everyman Opera в Ленинград и Москву, где они представили простым советским людям свою известную джазовую оперу Porgy and Bess.

Вслед за этим, в 1957 году, в Москве проходит VI Всемирный Фестиваль Молодёжи и Студентов, в котором участвуют 34 тысячи человек, представляя 131 страну мира. Железный занавес падает, советские юноши и девушки, общаясь с иностранцами открывают для себя скиффл, рок-н-ролл, дуоп и джаз. Студенты повально увлечены новой музыкой, и что естественно, на фоне обмена творческим опытом с участниками фестиваля, в Москве собирается множество музыкальных коллективов, выступающих на танцах и закрытых вечеринках. Власть это замечает, и уже в 1961 году, под эгидой комсомольской организации в Москве в открывается легендарный клуб «Кафе Молодёжное», Мекка для настоящих ценителей современного джаза и вообще прогрессивной музыки. Главные звезды в нём — трубач Андрей Товмасян и саксофонист Алексей Козлов. В этом же году, с двухмесячными (!!!) гастролями в СССР приезжает Бенни Гудман. Он много общается со своими советскими коллегами, и даже забирает на запад для распространения их записи.

В 1962 году наши музыканты получают возможность показать миру свой талант. На фестивале «Jazz Jamboreee» в Варшаве молодые звёзды советского джаза — трубач Товмасян, саксофонист Козлов, гитарист Николай Громин и другие — вызывают удивление своих европейских коллег, не подозревавших, что в СССР кто-то играет современный джаз, причём не копируя американские образцы, а создавая собственную музыку с опорой на национальные традиции.

Национальные традиции вообще очень важны для понимания советской танцевальной музыки 60х. Композиторы работали, смешивая стили и жанры, и часто на танцевальных площадках можно было услышать румбу с явными русскими народными вокальными гармониями, твист с вплетёнными в него восточными мотивами и джаз, основой которого были русские народные песни, а не чёрный блюз.

В 1965 в Москве проходит I Московский Фестиваль Джаза. Его успех среди любителей качественной музыки сейчас практически невозможно даже представить. Так что неудивительно, что фестиваль становится традицией, и проходит ежегодно, вплоть до 1968 г. Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия», главный и единственный звукозаписывающий лейбл страны, выпускает сборники лучших фестивальных номеров. Гремят имена пианиста Игоря Бриля, трубача Германа Лукьянова, саксофониста Алексея Козлова.

Многие джазовые музыканты, не сидят без дела между выступлениями, а вовсю пользуясь правом на труд, дарованным Конституцией, записываются с популярными артистами, делая звучание их песен современным, стильным и, как следствие, востребованным молодёжью страны. Также они работают над саундтреками к фильмам, телепередачам и театральным постановкам, выводя их на новую орбиту современного искусства.

Бок о бок с джазом с начала 60х годов развиваются и первые битовые команды СССР. Они играют на танцплощадках прежде всего собственные обработки или точные копии хитов западных команд, и затем немного отечественной классики, часто в довольно смелой форме. К концу 60х многие команды, пройдя огонь, воду и железные трубы, могут позволить себе перейти полностью на собственный материал, но это заслуживает уже отдельной статьи.

К сожалению, в 1968 г. после трагических событий в Чехословакии активность музыкальной жизни в СССР надолго снижается. Правительство полагает, что слишком много свободы в отношениях советской молодёжи с Западом может повредить внутренней политике страны. Гайки закручиваются, крепнет железный занавес и музыкальная сцена постепенно замыкается на себе. Да, всё ещё проходят фестивали, приезжают западные звезды (например Чарлз Ллойд, Дюк Эллингтон, Кит Джарретт и Тэд Джонс), но контроль органов безопасности максимален и иногда неоправданно жесток. Как результат, звучание ансамблей теряет актуальность, начинает отставать от мировых тенденций и музыкальному новаторству западных команд противопоставляется только исполнительская техника, часто, стоит заметить, безупречная.

В середине 70х годов на очередной волне эмиграции многие музыканты уезжают из страны, и некоторые из них тут же становятся участниками команд звезд мирового масштаба — например, трубач Валерий Пономарёв несколько лет работал в составе легендарных Art Blakey Jazz Messengers.

В заключение я хотел бы особо отметить, что до 80х годов у нас не существовало ярко выраженных массовых молодёжных субкультур. Сама идея чего-то подобного в то время просто не была востребована самой молодёжью, да и все возможные социальные факторы, способствовавшие единению тинейджеров, складывались не так, как в Великобритании или США. Юные «стиляги», по ошибке сравниваемые у нас с модами, были единичными случаями рудиментарной самореализации детей из богатых семей, или робкими спорадическими попытками юноши произвести впечатление на понравившуюся барышню. Ни вкуса, ни понимания — сплошное мифотворчество и незаконная коммерция, связанная с ширпотребом, заброшенным через железный занавес. Многие именно за это, к слову, и поплатились, получив от системы солидные сроки.

Текст: Олег MoBKiD Миронов

comments powered by HyperComments
468 ad