Меню навигации+

Пара слов о Mose Allison

Опубликовано 10 Апр 2009 года в Музыка | Нет комментариев

John Mayall сказал: «Everyone I know in England was raised on his music». Под «everyone» он подразумевал всю 60s сцену от групп-однодневок, неспособных ни на что большее, кроме как без особого смысла лишний раз расшатывать подмостки клуба Marquee и Scene, до «in-crowd» титанов уровня Graham Bond, Chris Farlowe и Georgie Fame. Прилюдно, с голубых экранов возносили ему хвалы и пели его песни небожители и любимцы публики Eric Burdon, Van Morrison и Pete Townshend. Молодая Британия любила блюз, соул и джаз. Молодая Британия обожала Mose Allison.

Lock up you wife and hide your daughter
Let’s do things we shouldn’t oughta.

Всё началось там где оно было обязано начаться — в дельте реки Миссисиппи, на маленькой ферме около деревушки Типпо. Именно там 11 ноября 1927 года на свет появился малютка Моуз, и уже через пять лет все близлежащие окрестности оглашались громогласными и, положа руку на сердце, не совсем ровными звуками фортепьяно, в которых зачастую угадывались пьесы Louis Armstrong, Fats Waller, Duke Ellington и Louis Jordan — что поделаешь, паренек учился играть, «picking’ out» темы «by ear». «I sang and wrote songs when I was 12 years old. I wrote a song called «The 14-Day Palmolive Plan» when I was about 13, and I used to play it at parties all over the place. It was about radio commercials. That was the first song I remember writing. I wrote some others about that time».

Затем был Оркестр Университета Миссури, Армейский Оркестр в Колорадо Спрингс и офицерские клубы и игра на городских парадах. Так долго продолжаться не могло, и в 1952 Моуз с Al Cohn и Bobby Brookmeyer собирает трио, чтобы играть свои собственные вещи, навеянные творчеством как Nat Cole и Erroll Garner, так и John Lewis, Thelonius Monk и Al Haig. Он сходит с ума от блюзового вокала Percy Mayfield и Charles Brown, и во многом поначалу копирует их манеру исполнения.

Стоит также упомянуть тексты Эллисона, такие нетипичные для джаза и такие привычные для человека, выросшего на обыкновенном деревенском блюзе. Они полны иронии, которую зачастую путают с цинизмом, и предельно конкретны — «I just have a lot of different influences. I’m just tryin’ to play jazz, which is improvised music, and I’m tryin’ to write the songs that I write and they express a certain point of view, a certain temperament. There’s an American poet, Kenneth Pachen, that I like a lot. He had a phrase that he used: «Halleluiah, anyhow». That’s kind of my philosophy. There’s a lot of terrible things goin’ on all the time, but you gotta try and have some fun in the end».

Всю первую половину 50х Mose Allison Trio проводит в дороге — они много и успешно выступает по клубам на Юго-востоке и Западе и это приносит свои плоды — в 1957 году Prestige Records подписывает с ними контракт на запись дебютного альбома. Сей союз воистину благословлен судьбой — выходят не только Back Country Suite (1957), но и следом за ним ставшие классическими Young Man Mose (1958) с Seventh Son (1958-59).

Эллисон сотрудничает с Stan Getz, Al Cohn, Zoot Sims и Gerry Mulligan, непревзойденными гигантами джаза, работая на стыке би-бопа и традиционного блюза. Возникает т.н. «categorization problem» — руководство многих клубов просто не понимает, как относиться к подобной музыке. «There’s a lot of places I don’t work because they’re confused about what I do». Но всё же несмотря на это Моуз признается: «I been getting good crowds. I got an audience that knows what I do. They usually show up, so I usually do pretty good».

К началу 60х его записи попадают в Лондон, и там, на волне сумасшедшей популярности черной музыки, производят настоящий фурор в определенных молодежных кругах. Именно услышав его, решают сесть за клавиши Огер, Фэйм и Фарлоу, к микрофону подходит Вен Моррисон и Тауншенд учит первые аккорды на гитаре. Такие вещи как «Young Man Blues» и «The Seventh Son» появляются в репертуаре каждой второй группы, осмеливающейся называть себя «модами», а клубы Flamingo и Scene чуть ли не устраивают воскресные службы в честь Великого Моуза Эллисона.

Даже сейчас пресса пишет об Эллисоне — «He’s now at the peak of his performing career. Although maybe this last statement is not quite true as he seems to continue to improve on perfection». Он, несмотря на возраст, постоянно выступает по обе стороны Атлантики, и ни капли не изменил себе и своему стилю. Дай Бог каждому.

Текст: Олег MoBKiD Миронов

comments powered by HyperComments
468 ad