Меню навигации+

Jimmy Smith

Опубликовано 10 Сен 2014 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

Эра джазового органа началась в 1956 году, в тот вечер, когда Джимми Смит впервые выступил в нью-йоркском «Cafe Bohemia». За свою полувековую карьеру этот музыкант стал кумиром, учителем и примером для подражания для многих музыкантов джаза, блюза и рок музыки. Этот человек неоспоримо был лучшим исполнителем на Хаммонд-органе в 50х-60х годах: настоящий король соул-джаза, хотя и некоронованный и не получивший ни одного высокого титула.

Он был своего рода революционером-клавишником, показав, как можно использовать Хаммонд-орган совершенно по-новому в джазовом контексте. Смит превратил электро-орган из забавной игрушки в базовый джазовый инструмент. Музыкант создал новый стиль исполнения: басовые партии играл ножной педалью, левой рукой создавал аккомпанемент, правой рукой — солировал. Это звучало очень эффектно.

Творческий взлет его карьеры начался в середине 50-ых благодаря компании Blue Note. Звучание его органа было не одним инструментом, а целым оркестром. Орган у него зазвучал как ансамбль. Смит преобразил палитру ритм-энд-блюза, используя стандартные элементы бибопа. Он создавал ликующий, притягательный звук, который немедленно подхватили другие.

Смит родился в Норристауне, штат Пенсильвания. С раннего возраста родители начали учить его играть на фортепиано. Он посещал музыкальные школы Hamilton School of Music в 1948 году и Ornstein School of Music в 1949 году в Филадельфии. В 1951 году Смит начал играть на Хаммонд-органе. Он дебютировал в одном небольшом кафе в Нью Йорке в 1951 году.

Полностью посвятить себя органу Джеймс решает после выступления «Дикого» Билла Дэвиса, концерт которого он увидел в одном из клубов Нью Джерси. По словам музыканта, Билл Дэвис оказал на него самое большое влияние как на органиста. Также своим учителем Джеймс считает Билла Доггетта, у которого он научился многим техническим приёмам.

«Мне надоело играть на расстроенных пианино. Когда я услышал, как играет «Дикий» Билл Дэвис, то сказал себе: «Это как раз для меня,» и бросил свою работу пианиста-тапера. Это было рискованно, так как «Дикий» Билл сказал мне, что у меня уйдет 15 лет только на то, чтобы научиться пользоваться педалями. Это меня задело: он сомневался в моих способностях! Я тогда играл с Доном Гарднером. Я слышал орган раньше, и эти звуки жили в моем сознании. У меня не было собственного органа, но я все чаще задавал себе вопрос: «а не попробовать ли его в джазе?»

И вот настал черед «Дикого» Билла Дэвиса. Мы с отцом пошли послушать как он играет. Играл он здорово. Отец сказал мне: «Ну, иди на сцену и сыграй с ним! Покажи ему, на что ты способен.» А я говорю ему: «Нет, я лучше послушаю. Я не могу попросить его дать мне сыграть,» — кроме того, я же никогда раньше не играл на органе. Но когда он спустился в зал, я, как мальчишка, подбежал к нему и сказал: «Мистер Дэвис, я Джимми Смит. Я хочу играть на органе.» Вот тут-то он и ответил: «Окей, но у тебя уйдет 15 лет только на то, чтобы научиться пользоваться педалями.» Я сказал ему, что могу не хуже чем он, я даже хотел-таки выйти на сцену в тот вечер и сыграть, но он не разрешил. На ударных у него тогда играл Крис Коламбус, который стал просить за меня: «Ну дай этому парню сыграть!» Мне тогда было 24, и я сказал себе: «Этот Дэвис спятил.» Он вывел меня из себя, и я засел за орган и освоил педали.

Сначала у нас с Гарднером был орган один на двоих. Позднее я купил себе свой собственный инструмент. Чтобы его купить мне пришлось взять ссуду в местном кредитном товариществе, и каждую субботу их председатель посылал ко мне человека за очередной частью долга. Я никогда не забуду этого парня. Его звали Боб. Все мое выступление он стоял у сцены, держа руку на своей пушке, как будто я мог убежать. Я никуда не убегу, я же играю, приятель! Вообще-то, люди немного нервничают, когда они играют, а над ними стоит кто-либо с дулом! Наконец мне удалось его уговорить занимать место где-нибудь подальше, чтоб не маячить у меня перед глазами. И так продолжалось, пока я полностью не расплатился.»

Эра Джеймса Смита началась в 1955 году, когда мир услышал Hammond B-3, орган, благодаря которому Смит стал величайшим джазовым органистом. Он стал одним из самых востребованных джазовых музыкантов.

«Один из прихожан моего отца разрешил мне поставить мой В-3 в маленькой комнате своего склада. Я брал с собой обед: четыре бутерброда, по одному апельсину, яблоку, банану, большой кусок пирога и стакан молока. Так я занимался там целый год, по восемь часов в день. Моя голова уставала смотреть вниз на педали, чтобы видеть, куда нажимать, поэтому я подумал: «Черт с ним, я сделаю себе схему.» Я нарисовал схему педалей и повесил ее на стене перед глазами. Так я и научился играть.»

«Я также являюсь изобретателем светящихся туфель! На моем левом ботинке была прикреплена лампочка, чтобы я мог лучше видеть педали органа. Затем я перестал их использовать, потому что все вокруг тоже стали играть с фонариками на туфлях!»

«То же самое, когда я купил катафалк Cadillac 1954 года выпуска, чтобы возить в нем свой орган. На своем бывшем грузовике я не мог ехать больше 55 миль в час, и у меня были проблемы с дорожной полицией. Однажды в гараже я заметил стоявшие там катафалки. Ну, я зашел туда как бы между прочим, с улицы, и спросил парня, который там был, сколько они стоят. Тот взглянул на меня и спросил: «А ты гробовщик?» — «Нет, я органист.» Тут его лицо недоуменно исказилось и он спросил: «Вы… кто?» Я ему снова говорю: «Приятель, я не собираюсь возить покойников. Мне нужно возить орган!»

Итак, я смог его купить. Он стоил $1 200. Для того, чтобы поставить Хаммонд в машину, мне приходилось откручивать у органа ножки, закатывать его внутрь, и потом снова прикручивать ножки по прибытии на место. Все было надежно!

А ездить на катафалке было очень весело. В первый же день, как я проехался по городу, все говорили мне: «Не думал, что Джимми Смит еще и гробовщик!»

Я поставил на машину более скоростной двигатель, более надежные амортизаторы и большие шины для грузовика. Со всем этим я стал носиться под 80 миль в час! На меня стала обращать внимание дорожная полиция, и тогда я купил себе одежду гробовщика. Однажды меня остановили, когда мы ехали вместе с нашим гитаристом. Полицейский спрашивает: «Куда это мы так торопимся?» Я ему отвечаю: «Сэр, этот парень служил в армии, погиб, и я везу тело родителям. Его нужно забальзамировать как можно скорее, иначе оно начнет разлагаться.» На что он ответил: «Так бы сразу и сказали.» И счел своим долгом сопроводить меня прямо до города. Он включил сирену, и я ехал за ним, минуя все светофоры. Когда мы доехали до города, мне просто повезло, что ему надо было в другую сторону.»

В 1957 году на Ньюпортском джазовом фестивале его провозгласили первой джазовой органной звездой: до этого на органе в джазе практически не играл никто. Много гастролировал. В период с 1963 по 1966 годы Джеймс Смит выпускает 12 альбомов, многие из которых попадают в американский топ 20. Его композиции «The Cat», «The Organ Grinder’s Swing» и «Got My Mojo Working» были необычайно популярны. Смит сотрудничает со многими джазовыми звездами.

С 1963 по 1972 г.г. Смит заново записал свои наиболее популярные альбомы на студии грамзаписи Verve. Смит много гастролирует по штатам, посещает Европу и Израиль. В середине 70х в Лос Анжелесе открыл свой джазовый клуб под названием «Jimmy Smith’s Jazz Supper Club». Его музыкальные проекты 70-х годов были достаточно пестрые и неравноценные.

В конце 70х Hammond был вытеснен со сцены более современными моделями, да и мода на орган стала проходить. Многие музыканты остались не у дел, но Джеймс сохранил верность этому инструменту. Он стал лидером направления, которое постепенно теряло свою популярность. В начале 80х Смит возобновил гастрольную практику и посетил Нью-Йорк. В 1983 году он подписал новый контракт с Blue Note и сделал весьма интересные проекты для этой студии в 90х годах. В 90е музыкант работал, пожалуй, наиболее плодотворно – работы выпущенные компаниями Verve, Blue Note и Milestone этого периода золотыми буквами вписали имя Смита в мировую сокровищницу джаза.

«На моих последних гастролях, проходивших по Англии, Ирландии и Шотландии, в зале была публика 24-25 лет. Возможно, лишь несколько человек были старше. Я был просто испуган. Молодежь, слушающая Джимми Смита! Это меня шокирует! Они присвоили мне термин acid jazz. «Jimmy Smith and his acid jazz band»! О чем они вообще говорят?! Они на ритм хип-хопа накладывают джазовые духовые… Да, но это их дело. Но как можно мою музыку назвать acid jazz? Пусть оставят мой джаз в покое!»

Напористый стиль игры Смита на электро-органе — необычный сплав бопа и ритм-энд-блюза. Джимми Смит был поистине уникальным музыкантом. Его творческий потенциал и оригинальный стиль не поддаются сравнению ни с какими другими органистами.

Музыкант ушел из жизни в городе Фениксе, днем 8 февраля. Ему было 79 лет. Некоронованный король соул джаза Джимми Смит.

Статья подготовлена по материалам передачи
Мартина Ландерса на Радио Jazz 89.1 FM.

Источник — martinlanders.ru

comments powered by HyperComments
468 ad