Меню навигации+

Rob the Mod, часть 5

Опубликовано 5 Фев 2010 года в Движение, Статьи | Нет комментариев

Это пятая часть воспоминаний Роберта Николса о лондонской мод-сцене. Предыдущие части можно найти по ссылкам: первая, вторая, третья, четвёртая, шестая.

Модернисты Лондона начала шестидесятых, живо заинтересованные во всём новом, с удовольствием открывали для себя чёрный ритм-энд-блюз и закупались пластинками американских музыкантов, работавших в этом жанре. Естественно, британские поп-группы обратили внимание на интерес публики к ритм-энд-блюзу и начали сами исполнять кавер-версии популярных песен.

Например, дебютным синглом Rolling Stones в Англии был выпущенный в 1963 г. кавер на «Come On», которая в авторской версии Чака Берри (Chuck Berry) увидела свет в 1961 году. Второй сингл Роллинг Стоунз (1964 г.) — их версия хита Бадди Холли (Buddy Holly) «Not Fade Away», записанного аж в 1957 году. Также в 1964 г. они сделали кавер на песню «You Better Move On» Артура Александра (Arthur Alexander), выпущенную в 1962 году.

Rolling Stones

Аналогично, на первом альбоме The Beatles записана их версия песни The Miracles 1962 года «You’ve Really Got A Hold On Me». Список британских каверов на американский ритм-энд-блюз начала шестидесятых поистине бесконечен — так, в попытке пробраться в хит-парады по следам Битлз, в 1963 году The Searchers перепели хит The Drifters «Sweets for My Sweet» (1961 г.) и «Love Potion No. 9», оригинал которой The Clovers записали ещё в 1959 году. В июле 1964 года Manfred Mann выпустили сингл «Do Wah Diddy Diddy», перепевку The Exciters (1963 г.), а в апреле следующего года — «Oh No, Not My Baby», изначально записанную Максин Браун (Maxine Brown) в 1964 году.

Manfred Mann

В 1963 году Freddie and the Dreamers выпустили «If You Gotta Make A Fool Of Somebody» — кавер на песню Джеймса Рэя (James Ray) двухлетней давности. Всё в том же 1963 году The Merseybeats перепели «Fortune Teller» Бенни Спеллмэна (Benny Spellman), записанную им в 1962 г. — эту же вещь позже исполняли The Hollies и The Who.

В ноябре 1963 года The Hollies преподнесли публике трек «Stay», оригинал которого в исполнении Maurice Williams & The Zodiacs уверенно поднялся на первую строчку американских чартов ещё в 1960 году, а в феврале 1964 — «Just One Look», хит Дорис Трой (Doris Troy) 1963 года. Также в 1963 году ливерпульская команда The Big Three сыграла свой кавер на «Some Other Guy», песню Ричи Баррета (Richie Barrett) 1962 года, а в 1964 г. Moody Blues записали «Go Now» — оригинальная версия Бесси Бэнкс увидела свет в том же году. Тогда же другие ливерпульцы, The Swinging Blue Jeans, перепели песню Бетти Эверетт (Betty Everett) 1963 года «You’re No Good».

The Hollies

Brian Poole & The Tremeloes в 1963 году выпустили кавер на бессмертную «Twist And Shout» The Isley Brothers (1962 г.) — которую, кстати записывали и Битлз, и куча других британских групп — а «Shout», оригинал которой числится всё за теми же The Isley Brothers (1959 г.), ждал оглушительный успех в Великобритании, когда в 1964 году её спела Лулу (Lulu). Список можно продолжать и продолжать.

Кстати, удивительно, что никто в Англии так и не записал кавера на «New Orleans», которую в 1960 году сделал Gary U.S.Bonds — казалось бы, у неё было всё необходмое: отвязный ритм-энд-блюзовый риф, запоминающийся припев и танцевальный ритм. Возможно, у Гэри было слишком уникальное звучание, с которым сложно было бы соперничать. Ну, по крайней мере, «You Really Got Me» The Kinks, «Rosalyn» The Pretty Things и «Glad All Over» Dave Clark Five (все записаны в 1964 году) были оригинальным авторским материалом — хотя «Glad All Over» лично мне никогда особенно не нравилась. Кстати, «You Really Got Me» стала в клубах большим хитом, сравнимым по популярности с «Louie Louie» или «Green Onions».

Lulu

Излишне говорить, что мы, моды, всегда предпочитали оригиналы каверам — мы были пуристами, и некоторым мы даже могли показаться снобами. Надо сказать, в моей коллекции имеются семёрки с оригиналами почти всех песен, упомянутых ранее.

Уже в 1963 году Гай Стивенс (Guy Stevens) и Крис Блэкуэлл (Chris Blackwell) создали свой лэйбл Sue, но поскольку ставить пластинки с американским ритм-энд-блюзом на британском радио тогда было как-то не принято, им ощутимо не хватало эфирного времени. Вот как Стивенс прокомментировал эту ситуацию в своём интервью, опубликованном в ноябре 1965 года в «Beat Instrumental»: «Да, все наши музыканты — чёрные. Вследствие этого факта они мало где звучат и недоступны широкой публике. Исключение из правила составляют заинтересованные в подобной музыке наиболее продвинутые продюсеры, да лондонские клубы, где эти песни производят эффект взорвавшейся бомбы, поскольку в большинстве случаев все они крайне танцевальны». (Роб Финнис; Rob Finnis, 2004, стр.18).

Ронан О'Рэйли и Патрик Старлинг на борту Radio Caroline

Проблема с эфирным временем была решена к Пасхе 1964 года. Именно тогда деятельный владелец клуба Scene Ронан О’Рэйли (Ronan O’Rahilly) явил публике свой новый проект — пиратскую радиостанцию Radio Caroline. Станция вещала со старого парома, который стоял на якоре вне британских территориальных вод, и была настоящим подарком для ритм-энд-блюзового и соулового андерграунда. На Radio Caroline звучали такие раритеты, как «Suzie Q» Дэйла Хоукинса (Dale Hawkins) или «Hello Little Schoolgirl» в исполнении Дона и Боба (Don & Bob), и впридачу к ним — более знакомые публике пластинки Роллинг Стоунз, Кинкс и Энималз. Эфиры завершались под «Round Midnight», композицию с альбома Джимми Макгриффа (Jimmy McGriff) «I’ve Got A Woman» 1962 года (Sue ILP 907).

За Radio Caroline последовала другая пиратская станция, Radio Atlanta. В результате их совместных усилий в сентябре 1967 года BBC объявила об открытии новой радиостанции, ориентированной на поп-музыку — Radio One, и к марту 1968 года пиратские станции были вынуждены прекратить вещание. Не так давно фильм «Рок-волна» (Pirate Radio: The Boat That Rocked), спродюсированный Ричардом Кёртисом (Richard Curtis), изложил эту историю в форме фарса и без малейшего упоминания о том, что изначально за всей этой аферой стояли именно моды.

Spencer Davis Group

В начале шестидесятых Крис Блэкуэлл хотел делать нечто большее, чем просто импортировать в Англию пластинки из Соединённых Штатов. Как основатель Island Records и английского лэйбла Sue, он решил выпускать британский ритм-энд-блюз, который Крис считал более перспективным вложением средств, наравне с переизданиями американских записей. Блэкуэлл заметил, что песня «Keep On Running», написанная ямайцем Джеки Эдвардсом (Jackie Edwards), получилась очень многообещающей, и в 1962 году он убедил Эдвардса переехать в Англию. Блэкуэлл сделал демо-запись Джеки, поющего «Keep On Running», но она никого не заинтересовала.

К тому моменту британская команда Spencer Davis Group уже успела записать несколько каверов на песни из каталога Sue. В их число входила и выпущенная в 1964 г. «I Can’t Stand It» — оригинал Soul Sisters увидел свет в 1963 году; на обратной стороне этого сингла была невероятно красивая версия «Blueberry Hill». Когда в конце 1965 года Стиви Уинвуд (Stevie Winwood) вместе со Spencer Davis Group сыграл «Keep On Running», эта песня моментально взлетела на вершину британских хит-парадов. После этого Эдвардс написал для Spencer Davis Group песню, выпущенную на их следующем сингле — «Somebody Help Me», которая в марте 1966 года также заняла первое место в чартах.

Chris Farlowe

Таким образом, нетрудно видеть, что увлечение «чёрным звуком» было характерно для множества лондонских музыкантов и продюсеров начала шестидесятых, а вокалисты с «чёрными» голосами, такие, как Род Стюарт (Rod Stewart), Крис Фарлоу (Chris Farlowe) и вышеупомянутый Стиви Уинвуд, неизменно вызывали у публики самый живой интерес.

Даже у Пола Маккарни голос звучит по-соуловому, хотя у его хозяина и не было особой необходимости копировать чёрных исполнителей. Это можно отчётливо слышать на «Love Me Do», первом сингле Битлз, который в момент выхода звучал довольно свежо. То же можно сказать и о вокале Вэна Моррисона (Van Morrison) в песне «Gloria», которую он записал в составе группы Them, и о Эрике Бёрдоне (Eric Burdon), у которого всегда получалось кричать и завывать лучше, чем у кого-либо ещё.

Animals

Хоть я и был увлечённым поклонником американского ритм-энд-блюза, я был готов оказать поддержку и отечественному производителю. Выполняя свой долг, в 1964 году я купил «I’m The Face» High Numbers, а в 1965 году — сингл «Incense» The Anglos, который был записан на лэйбле Sue и с выходом которой Крис Блэкуэлл частично реализовал свои амбиции в плане выпуска британского ритм-энд-блюза.

В свете свего вышесказанного хочется отметить: вне зависимости от того, положительно или отрицательно моды относились к белым кавер-версиям на чёрный ритм-энд-блюз, эти версии приобрели широкую известность и оказали большое влияние на музыкальный рынок. Они популяризовали соул-музыку и побудили англичан, европейцев и белых американцев к исполнению и прослушиванию отличной музыки, которая просто не могла оставаться неизвестной.

Это, в свою очередь, дало неплохой старт карьере многих молодых британских музыкантов. В дальнейшем всё это дало волновой эффект — оригинальные исполнители теперь могли погреться в лучах отражённой чужой славы. Но так или иначе, они всё же добились некоторого признания, и в результате карьера ряда американских блюзменов в шестидесятые снова оказалась на подъёме, хотя казалось бы, их время давно прошло.

Yardbirds

Правда, тот факт, что в пантеоне музыкальных богов чёрных ритм-энд-блюзовых певцов в кратчайшие сроки сменили их белые имитаторы, выглядит более чем ироничным. Группы типа Rolling Stones, Pretty Things и Yardbirds относились к таким людям, как Хаулин Вульф (Howling Wolf), Мадди Уотерс (Muddy Waters) и Джон Ли Хукер (John Lee Hooker) — или, в случае с Эриком Клэптоном (Eric Clapton), к блюзмену из Миссисипи Роберту Джонсону (Robert Johnson) — как к своим музыкальным героям.

Но за несколько лет все вышеупомянутые группы, и вместе с ними Kinks, Animals, The Who и Spencer Davis Group, сами стали образцами, которым подражали молодые команды, и вместо чёрных американских блюзменов юные музыканты теперь копировали Питера Грина (Peter Green), Стиви Уинвуда, Джимми Пэйджа (Jimmy Page), Питера Таунсенда (Pete Townshend) и иже с ними.

Например, Фил Линот (Phil Lynott), вокалист и гитарист рок-группы Thin Lizzie, говорил мне, что из музыкантов наибольшее впечатление на него произвёл гитарист Yardbirds Джефф Бек (Jeff Beck), причём более ранние поколения американских блюзменов его не особенно интересовали.

Источник: themodgeneration.co.uk.
Перевод: Мария Mary_J Миронова и Олег MoBKiD Миронов.

comments powered by HyperComments
468 ad