Меню навигации+

Sound of Motown

Опубликовано 24 Июн 2009 года в Музыка, Статьи | 1 коммент.

Профессиональный боксёр, владелец магазинчика пластинок «House of Jazz», рабочий конвейера Генри Форда, поэт-песенник — сложно сказать, какая из этих профессий помогла Берри Горди найти себя и создать наиболее значимую в шестидесятых независимую звукозаписывающую компанию, легендарную империю Motown Records. В период расцвета (64-67 года) лейбл дал миру 14 хитов №1 в национальном поп-чарте (46 композиций попали в топ-15) и 20 в ритм-н-блюзовом (75(!) в топ-15). По сути, 75% всего издаваемого Горди в эти года попадало в хит-парады! Кавер-версии на эти песни записывались во все времена и всеми, начиная от Битлз и заканчивая джазовыми легендами. Сотни певцов и групп, копировавших детройтское звучание стиля мотаун, делали то, что впоследствии получило название «northern soul».

Что же это такое, «Sound of Motown»? Сложные оркестровые аранжировки? Да, безусловно. Отточенное аккуратное звучание инструментов и голосов? Тоже верно. Виртуозный вокал, относящий нас к церковным госпелам? И это в точку. Сложная музыка, полная импровизаций и экспериментов? Даже не ищите. Мотаун 60-x — это поп-музыка, качественная, прекрасно сделанная поп-музыка. В основе продюсирования песен лежал знаменитый принцип «KISS»: «Keep it simple, stupid». И плеяда талантливых авторов и исполнителей доказала, что это работает.

Так попробуем же выбрать десятку лучших. Только сразу договоримся — каждая из этих песен в чем-то своем «номер один», поэтому расставлять их в каком-то определенном порядке, на мой взгляд, абсолютно бессмысленно. Итак…

1. Marvin Gaye «I Heard It Through The Grapevine»

Кем ещё открыть этот список, как не сладкоголосым «Принцем Мотауна»? Услышав один раз, его уже невозможно ни с кем перепутать — Марвин Гей топовый (да чего уж там — самый продаваемый) певец лейбла в шестидесятых. Уникальный вокальный диапазон в три октавы — а ведь этот человек начинал свою карьеру у Горди как сессионный барабанщик! По версии журнала Rolling Stone он занимает почётное шестое место в списке величайших исполнителей всех времен. Если бы не трагическая смерть в 1984 году от руки собственного отца, в этом году ему исполнилось бы 70…

У песни, написанной в 1966 Норманом Уитфилдом и Барреттом Стронгом, есть своя история. Первоначально она была записана группой Miracles. Эта версия никогда не издавалась. Далее по хронологии — запись Марвина, которая из-за споров сначала с Уитфилдом, имевшим свой взгляд на то, каким должно быть звучание, а после и с самим Горди, который не верил в успех песни, пролежала на полке полтора года. В этот промежуток Уитфилд, услышав звучание «Respect» Ареты Франклин, переделывает «I Heard It Through The Grapevine» и в 1967 отдает песню Глэдис Найт. Именно в её исполнении композиция впервые попадает на верхнюю строчку хит-парада Billboard, и держится там 6 недель. Марвин Гей записывает лонгплей «In the Groove» 1968 года, куда Уитфилд, всё ещё верящий в успех, включает и «I Heard It…».

Прозорливый продюсер не прогадал – самой заказываемой песней с альбома оказалась именно она. Диджеи по всей стране требуют сингла, Горди сдаётся, и эстафету первой строки чарта Billboard принимает уже версия Марвина Гея, ставшая наиболее продаваемым синглом лейбла во все времена. Вот такая Санта-Барбара!

2. Barrett Strong «Money (That’s What I Want)»

Барретт Стронг вошёл в историю не только как успешный поэт-песенник, но и как человек, записавший первую успешную композицию под лейблом Берри Горди. Забавный факт: практически в одно время со Стронгом небезызвестный Джон Ли Хукер записывает песню «I Need Some Money» с поразительно схожим текстом. Кто у кого, так сказать, «позаимствовал» текст — остаётся загадкой.

3. Martha & The Vandellas «(Love Is Like A) Heat Wave»

Марта Ривс — пример того, как важно оказаться в нужном месте в нужное время, и как много в жизни человека значит удача. С раннего детства она пела, сначала в церковном хоре, затем в малозначительных и никому не известных местных группах, пока, выиграв конкурс талантов, не получила трёхдневный ангажемент в клубе, куда в один из вечеров заглянул Вилли Стивенсон, правая рука Берри Горди. Девушка приглянулась (внешностью или вокальными данными — история умалчивает) и была взята на работу, правда, секретаршей (потому как на прослушивание пришла с опозданием в один день). А тут Марвин Гей как раз «Stubborn Kind Of Fellow» записывает, а с бэк-вокалами проблема возникла. А потом Мэри Уэллс на запись не пришла и её пришлось срочно заменять для записи демо.

Так в общем-то и получилась из Марты и двух её подружек, Розалин Эшфорд и Анетт Бирд, замечательная группа Martha & The Vandellas. Название девушки образовали из названия родной улицы Детройта Ван Дайк и любимой певицы Деллы Риз. Надо сказать, что карьерному росту этой действительно талантливой и яркой первой девичьей группы Мотауна помешало только одно — паталогическая любовь Берри Горди к Supremes. Например, сингл «Jimmy Mack» Vandellas вышел на целых два года позже только из-за сходного звучания с выпущенным в то же время хитом Supremes.

«Heat Wave» — второй сингл группы, выпущенный в 1963 году. Песня написана легендарным авторским коллективом «Ламонт Дозьер и братья Брайан и Эдвард Холланд». Она принесла группе Грэмми (первую в истории лейбла) за лучший ритм-н-блюзовый вокал и была одной из основополагающих для «звучания Мотаун».

4. Mary Wells «My Guy»

«First Lady of Motown» в прямом и переносном смысле, Мэри Уэллс была первой певицей, добившейся успеха под крылом лейбла. «My Guy», написанная в 1964 году Робинсоном, является ее «визитной карточкой» и, что иронично, последним её хитом для Мотауна.

5. The Isley Brothers «This Old Heart Of Mine (Is Weak For You)»

«Братья Айли» — это вовсе не просто литературный оборот, они действительно братья. Группа успела за долгие года существования сменить первоначальный состав и из трио вырасти (в прямом смысле этого слова, по мере взросления младших Айли) в секстет. У этих бравых ирландцев сессионным гитаристом одно время играл неизвестный тогда никому Джимми Хендрикс! Примечательно, что группа — одна из наиболее часто сэмплируемых в мире.

«This Old Heart…» написана всё тем же «золотым» коллективом Холланд-Дозьер-Холланд, правда, изначально она предназначалась Supremes. Теперь уже сложно сказать, почему первыми её записали всё-таки Isley Brothers. За время их недолгой работы с Мотаун это, пожалуй, единственный хит. Но зато какой!

6. The Four Tops «I Can’t Help Myself (Sugar Pie, Honey Bunch)»

Квартет Леви Стаббса, Абдула Факира, Ренальдо Бенсона и Лоуренса Пэйтона просуществовал без изменений состава почти 45 лет — немалый срок! Из всех групп, формировавших «звучание молодой Америки», Four Tops выделялись солирующим баритоном Стаббса (к слову, двоюродного брата самого Джеки Вилсона), в то время как модным на тот момент был тенор.

Коллектив — любимое детище Холланда-Дозьера-Холланда, написавших для них огромное количество хитов, среди которых и «I Can’t Help Myself…». Песня, в 60-е бывшая одним из самых узнаваемых продуктов империи Горди, через 5 лет после создания стала эталонной для северного соула.

7. The Temptations «Ain’t Too Proud To Beg»

Пожалуй, Temptations можно без преувеличения назвать наиболее успешным мужским соул-коллективом. Некоторые говорят, что их влияние на соул сходно с влиянием Beatles на поп и рок, и не случайно — десятки миллионов проданных альбомов, три Грэмми, 76 синглов в ритм-н-блюзовых и 52 в поп-чартах. Классическая пятерка это: Дэвид Раффин, Мэлвин Фрэнклин, Пол Уильямс, Отис Уильямс и Эдди Кендрикс.

«Ain’t Too Proud To Beg», написанная в 1966 году Норманом Уитфилдом и Эдвардом Холландом, ознаменовала уход группы от Смоуки Робинсона, являвшегося на тот момент их главным продюсером и, как следствие, переход к более резкому звучанию.

8. The Contours «Do You Love Me»

Группа Contours — ещё один пример удачного стечения обстоятельств. 1962 год. Берри Горди пишет стопроцентный хит для Temptations, тогда ещё не имевших синглов даже в топ-40. В поисках группы, уехавшей, несмотря на запрет, на конкурс местных госпел-певцов, Горди натыкается в Hitsville на солиста Билли Гордона.

Надо сказать, дела у группы были, мягко говоря, плохи — ни один из записанных синглов так и не попал в хит-парады. И Горди решает записать песню с Contours. Как результат — номер один в ритм-н-блюз-чарте, номер 4 в поп-чарте. Второе рождение песня получила после выхода в 80-х фильма «Dirty Dancing», когда вновь поднялась на 11 место Billboard.

9. Smokey Robinson & The Miracles «Shop Around»

Если принцем Мотауна был Марвин Гей, то его безусловным королём являлся Уильям «Смоуки» Робинсон. Талантливейший певец, продюсер, вице-президент Мотауна и лучший друг Берри Горди Робинсон, по мнению Боба Дилана, был «величайшим из живущих поэтов». На его счету порядка 4000 песен! Прозвище «Smokey Joe», позже сократившееся до просто «Smokey» дал ему ещё в детстве за любовь к вестернам дядя. «Shop Around» — первая успешная его песня, как исполнителя.

10. Junior Walker & The All Stars «Shotgun»

Не мог не включить в этот список единственного инструменталиста Мотауна, который выпускал песни под своим именем. Отри Миксон впервые взял в руки саксофон ещё в школе, тогда же и взял себе псевдоним в честь Льюиса Уолкера. Пожалуй, один из самых моих любимых коллективов.

Этот список можно продолжать и дальше — столько имён и песен хотелось в него включить. Но если я пробудил хоть какой-то интерес к этой замечательной музыке, моя задача выполнена. Удачи в освоении просторов!

Текст: Иван Dr. Walter Дракин

comments powered by HyperComments
468 ad
Дмитрий Страшевский
2016-11-27 15:29:53
Замечательно!!! Автору респект!!!