Меню навигации+

Введение в мод-джаз

Опубликовано 12 Июн 2009 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

Я часто замечаю, что многие почему-то боятся джаза. Его представляют как нечто сложное, надуманное и созданное строго для солидных людей в возрасте и их пищеварительного тракта. Странные люди. Ну что ж, давайте же знакомиться! Вашему вниманию предлагается десяток композиций, с которых теоретически может начаться ваше увлечение мод-джазом. Слушаем и читаем мои краткие комментарии. Разумеется, приветствуется обсуждение!

 

1. Jimmy Smith «The Cat»

Хит на века от Джимми Смита, записаный под строгим руководством Lalo Schifrin, автора всем известного кино-шлягера «Mission Imposible». Обычно именно с этой вещи люди тёмные и музыкально непросвещённые начинают обращать внимание на звуки хаммонда в творчестве The Animals или Manfred Mann. Если ваша душа требует чего-то большого и чистого, в связи с чем вы решаете ступить на terra incognita и пуститься во все тяжкие, увлёкшись джазом, этот трек будет идеальным началом: вкусно, доступно и танцевально.

 

2. The Ray Charles Orchestra «Sidewinder»

Если кто не знает, был такой джазовый трубач Lee Morgan. Он играл с Art Blakey в Jazz Mesengers и в перерывах между этим записывал сольные альбомы. И вот в 1963 году, в возрасте 25 лет, он записал альбом The Sidewinder, заглавная песня с которого, смело выпущенная на сорокопятке, попала аж на 25 место в поп-чартах. Думаю, не надо говорить о том, что хардбоповые темы в 10 минут длиной редко издавались в подобном формате и ещё реже попадали в чарты. А тут — с первого раза в яблочко. Послушайте, пожалуйста, версию Чарльза, а затем, сразу обязательно оригинал. Если сложно пойдёт — вернитесь опять к Чарльзу, но если пойдет легко — срочно бегите в магазин и приобретайте два альбома Моргана, Leeway и The Sidewinder. Именно с них для вас откроются двери в Большой Джаз.

 

3. Mongo Santamaria «Yeh Yeh»

Альфа и омега афро-кубинского джаза, идеально подходит для танцев. Вопреки заблуждениям, кричит в ней не сам Монго, а специально обученная нью-йоркская latin-дива La Lupe. Кричит знатно и с пониманием, не уверен, что кто-либо ещё так может.

 

4. Chico Hamilton «For Mods Only»

Эту песню подарил Хамильтону легендарный Archie Shepp. Не только подарил, но и сам посидел за фортепиано в процессе записи. Нетипичный поступок для саксофониста, правда? В итоге мы имеем классическую бугалу-тему, ставшую гимном на лондонских танцполах во второй половине 60х. Рекомендуется разучить и насвистывать тогда, когда жизнь приносит вам особо приятные сюрпризы. Например, альбом Хамильтона «The Dealer» на LP в минтовой кондиции.

 

5. Herbie Mann «Let’s Boom Chitty Boom»

Пару лет назад случилось так, что мне пришлось диджеить на новогодней вечеринке в большом клубе. Наших было человек 10, не больше, а остальные 300 представляли из себя крайне разношерстную массу, по типу троллейбуса в час пик. Все хотели веселиться, все хотели танцевать и, разумеется, все хотели услышать что-то своё. Единственное, что смогло примирить и сплотить публику на танцполе — пластинки г-на Манна. Как-то получилось, что они имелись у меня с собой в количестве, за окнами падал снег и у всех было необходимое настроение. В итоге — после трёх часов ночи до самого утра мы концептуально отрывались под отборный latin soul. Положа руку на сердце, признаюсь — мне сложно вспомнить наиболее стильную и душевную по атмосфере вечеринку. Честно.

 

6. Chico O’Farrill «Hip Hug Her»

Ок, вернемся наконец от мемуаров к музыкальной журналистике. На повестке дня классическая версия классика афро-кубинского джаза классической темы Booker T. & the MG’s. Классика как не поверни, со всех сторон. Не надо слов — все слушают и прутся.

 

7. Afro Blues Quintet Plus One «Monkey Time»

Да, это всё похоже на Ramsey Lewis, но тоньше. Определенно, есть что-то от Herbie Mann, но обратите внимание на их социальные позиции — даже многие рок-группы конца 60х кажутся на их фоне невинными школьницами. Ярко выраженная дань религиозным корням, доступность в хорошем смысле слова и смелое новаторство в экспериментах со звуком — именно так должен был бы выглядеть подвыдохшийся джаз конца 60х. Я бы назвал музыку Afro Blues Quintet Plus One примеряющим всех и вся ответом замкнувшемуся на собственных проблемах фанку и потерявшему связь с реальностью фри-джазу. Люди-то — вот они, все одинаковые и точно такие же как 100, 200 и 300 лет назад.

 

8. Jack McDuff «Hot Barbeque»

Самая соуловая из джазовых и самая джазовая из соуловых композиций. Ничего из ряда вон — просто вещь, которую хочется слушать ещё и ещё. В простоте кроется настоящая гениальность.

 

9. Googie Rene Combo «Smokey Joe’s La La»

Эталонный замес из афро-кубинского джаза и соула, принимать регулярно. Не знаю как вам, а мне всегда отрадно слышать музыкантов, знающих, для кого и, самое главное, для чего они пишут и исполняют музыку. Чувствуется профессиональный подход, особенно когда речь идет о танцевальном жанре. А тут ещё и такой глубокий соул-джазовый саунд. Красота!

 

10. Cal Tjader «Soul Sauce»

Это не просто Тжадер, а Тжадер с Soul Sause, композицией, написанной в дозаветные времена самим Dizzy Gillespie. Вообще её оригинальным названием изначально было «Guachi Guaro», но никто, даже испанцы, не могут по сей день толком сказать, что оно обозначает. Светлая идея переименовать трек пришла в голову директору записи Криду Тэйлору, что совершенно естественно. Это вон, музыканту всё равно что играть, а продавцу надо точно знать название того, что он собирается двигать в массы. Спорить особо с ним не стали, только Willie Bobo (а именно он играет здесь на бонгах — не ожидали?) немного поворчал, мол, оригинальное название было-то поатмосферней, хоть и тарабарщина. Но кто когда слушает барабанщиков?

Текст: Олег MoBKiD Миронов

comments powered by HyperComments
468 ad