Меню навигации+

Lee Morgan

Опубликовано 12 Фев 2010 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

В феврале исполняется 38 лет со дня смерти величайшего джазового трубача Эдварда Ли Моргана. Нам хотелось бы немного рассказать об этом музыканте и объявить следующую неделю, с 15 по 21 февраля, неделей джаза на нашем сайте!

Ли Морган (Lee Morgan, 10 июля 1938 г. — 19 февраля 1972 г.) — один из небожителей, величайший джазовый трубач и композитор, оказавший огромный склад в развитие таких направлений, как хард-боп и модальный джаз. Карьера Моргана началась в середине пятидесятых, и он продолжал играть до самого дня своей смерти.

Знакомство с музыкой Ли свёл ещё в детстве, когда начал было учиться играть на вибрафоне, но уже скоро проявил самый живой интерес к трубе, и в итоге на тринадцатый день рождения мама с сестрой подарили мальчику его первый инструмент. Изначально Ли находился под сильным влиянием манеры игры Клиффорда Брауна (Clifford Brown), своего первого учителя.

Ли Морган и Арт Блэйки

Уже в восемнадцать лет Ли присоединился к биг-бэнду великого Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), и в течение следующих полутора лет играл там, пока в 1958 году Диззи не объявил о роспуске группы по сугубо экономическим причинам. Работа с мэтром Гиллеспи дала ощутимый толчок сольной карьере Моргана — в 1956 году он записал свой первый альбом для лэйбла Blue Note. «Луи, думаю, что это начало прекрасной дружбы,» — за следующие семнадцать лет Ли записал на этом лэйбле двадцать пять пластинок и успел поиграть более чем с 250 музыкантами.

Ранние работы Моргана можно найти на нескольких альбомах Хэнка Мобли (Hank Mobley), а также на безусловно легендарном диске Джона Колтрейна (John Coltrane) 1957 года «Blue Train». Там Ли играл на трубе с необычным изогнутым раструбом, словно деформированным силой джаза — это был подарок крёстного отца Ли, Диззи Гиллеспи.

Соло Моргана, исполненное на заглавном треке этого альбома, стало одним из самых известных джазовых столпов, визитной карточкой хард-бопа. В 1958 году Морган присоединился к проекту Арта Блэйки (Art Blakey) Jazz Messengers, где его талант трубача и композитора пришёлся более чем ко двору. Он гастролировал вместе с Блэйки в течение двух лет и приложил руку к созданию альбома «Moanin’» — одной из наиболее известных пластинок этого джазового коллектива.

Когда из Jazz Messengers ушёл саксофонист Бенни Голсон (Benny Golson), Морган убедил Блэйки взять в группу тенор-саксофониста Уэйна Шортера (Wayne Shorter). И именно в этом составе, куда помимо Моргана и Блэйки вошли также пианист Бобби Тиммонс (Bobby Timmons) и басист Джими Меритт (Jymie Merritt), в 1961 году группа записала свой альбом «The Freedom Rider», ставший классикой джаза.

Если верить личному биографу Моргана Тому Перчарду (Tom Perchard), Арт Блэйки был первым, кто предложил Ли попробовать героин, который впоследствии стал для талантливого трубача причиной личной трагедии и множества проблем в профессиональной деятельности. Однако именно эта пагубная привычка Моргана и его коллеги Тиммонса вынудила Блэйки расстаться с двумя отличными музыкантами, лицом Jazz Messengers, после чего Ли вернулся в Филадельфию, свой родной город.

Летом 1963 года, после двух лет бездействия, если не сказать простоя, Морган снова неожиданно появился в Нью-Йорке. Он был буквально переполнен массой новых идей и острым желанием как можно скорее реализовать их. Результатом этого похвального стремления стал успешный во всех возможных смыслах альбом «The Sidewinder», ныне — классика соул-джаза.

Заглавная тема с этой пластинки вошла в американские поп-чарты, что, как нетрудно себе представить, удавалось далеко не всем бескомпромиссно джазовым композициям. Но вслушаетесь в эту безумно красивую и запоминающуюся композицию — вы поймёте, почему было так, и не иначе. Джазовый барабанщик Билли Харт (Billy Hart) вспоминал, что сам Морган был весьма удивлён, когда Sidewinder оказался его главным хитом. Также, по воспоминаниям Билли, Ли Морган считал, что на авангардном альбоме «Evolution», на запись которого месяцем раньше, 21 ноября 1963 года, его и Джеки Маклина (Jackie MacLean) пригласил мастер тромбона Grachan Moncur III, он звучит куда лучше.

Закрепляя успех «The Sidewinder», Морган продолжал время от времени записываться в студии, и некоторые из его работ также были достаточно успешны в коммерческом плане — например, выпущенный в феврале 1964 года альбом «Search For The New Land» занял шестнадцатое место в американских ритм-энд-блюзовых чартах. Помимо этого, к огромной радости поклонников настоящего Джаза, Ли вернулся в состав Jazz Messengers, где ему освободил место, как раз ушедший на вольные хлеба Фредди Хаббард (Freddie Hubbard). В этом составе Jazz Messengers снялись в программе BBC «Jazz 625» — благодаря чему их 35-минутное выступление теперь можно увидеть и на DVD.

Jazz Messengers

За шестидесятые годы Морган успел записать порядка двадцати сольных альбомов и был гостем на множестве пластинок, записанных его друзьями. В качестве основных среди них можно вспомнить «Night Dreamer» Уэйна Шортера, «Mr. Natural» Стэнли Террентайна (Stanley Turrentine), «The Night Of The Cookers» Фрэдди Хаббарда, «Dippin’», «A Caddy For Daddy», «A Slice Of The Top» и «Straight No Filter» Хэнка Мобли, «Jackknife and Consequence» Джеки Маклина, «Mode For Joe» Джо Хендерсона (Joe Henderson), «Tender Moments» Маккоя Тёрнера (McCoy Tyner), «Think!» и «Turning Point» Лонни Смита (Lonnie Smith), «The Prime Element» Элвина Джонса (Elvin Jones), «Easterly Winds» Джека Уилсона (Jack Wilson), «Love Bug» Рубена Уилсона (Reuben Wilson), «Mother Ship» Ларри Янга (Larry Young), а также «Live In Baltimore», концертник 1968 года с Клиффордом Джорданом (Clifford Jordan), альбом «Grass Roots» Эндрю Хилла (Andrew Hill) и несколько пластинок Арта Блэйки с его Jazz Messengers.

В последние годы своей жизни Морган страстно увлёкся политикой. Он был одним из лидеров американского Jazz & People’s Movement, члены которого старались привлечь внимание общественности к проблемам, которые испытывал всякий чёрный музыкант с эфирным временем, да и просто с возможностью устроиться на работу на американском телевидении или радио.

Старое увлечение героином снова давало о себе знать, однако Морган старался бороться с ним — он собрал сильнейшую в музыкальном плане группу единомышленников, где помимо него присутствовали духовики Билли Харпер (Billy Harper) или Бенни Мопин (Bennie Maupin), пианист Гарольд Мэйберн (Harold Mabern), басист Джими Меритт и барабанщики Мики Роукер (Mickey Roker) или Фрэдди Уэйтс (Freddie Waits). К слову, этот состав, а конкретно Мопина, Мэйберна, Меритта и Роукера можно услышать на пластинке 1970 года «Live At The Lighthouse», записанной за время двухнедельных выступлений группы в калифорнийском Hermosa Beach Club. Замечательный, если не сказать эталонный, концертник!

Jazz Messengers в Амстердаме, 1958 год

Карьера талантливого джазового трубача прервалась вместе с его жизнью 19 февраля 1972 года. Барышня музыканта Хелен Мор (Helen More) застрелила Ли после шумной ссоры на почве ревности, которая произошла во время его концерта на сцене популярного нью-йоркского джазового клуба Slugs’. Ли Моргану было всего тридцать три года.

 

Дискография Ли Моргана:

  • Lee Morgan Indeed! (1956, Blue Note)
  • Introducing Lee Morgan (1956, Savoy)
  • Lee Morgan Sextet (1957, Blue Note)
  • Lee Morgan Vol. 3 (1957, Blue Note)
  • City Lights (1957, Blue Note)
  • The Cooker (1957, Blue Note)
  • Candy (1957, Blue Note)
  • Here’s Lee Morgan (1960, Vee-Jay)
  • The Young Lions (1960, Vee-Jay)
  • Expoobident (1960, Vee-Jay)
  • Lee-Way (1960, Blue Note)
  • Take Twelve (1962, Jazzland)
  • The Sidewinder (1963, Blue Note)
  • Search for the New Land (1964, Blue Note)
  • Tom Cat (1964, Blue Note)
  • The Rumproller (1965, Blue Note)
  • The Gigolo (1965, Blue Note)
  • Cornbread (1965, Blue Note)
  • Infinity (1965, Blue Note)
  • Delightfulee (1966, Blue Note)
  • Charisma (1966, Blue Note)
  • The Rajah (1966, Blue Note)
  • Standards (1967, Blue Note)
  • Sonic Boom (1967, Blue Note)
  • The Procrastinator (1967, Blue Note)
  • The Sixth Sense (1967, Blue Note)
  • Taru (1968, Blue Note)
  • Caramba! (1968, Blue Note)
  • Live at the Lighthouse (1970, Blue Note)
  • The Last Session (1971, Blue Note)

Текст: Мария Mary_J Миронова, Олег MoBKid Миронов.

comments powered by HyperComments
468 ad