Меню навигации+

R&B From The Marquee

Опубликовано 12 Мар 2010 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

К моменту записи этого альбома в июне 1962 года знаменитый Ealing Club работал уже четыре месяца. Алексис Корнер (Alexis Korner) и Сирил Дэвис (Cyril Davies), отказавшись от исполнения скиффла, начали неуклонно двигаться в направлении чикагского блюза. Blues Incorporated регулярно выступали вместе с джазовым коллективом Криса Барбера (Chris Barber), но Алексису и Сирилу этого казалось недостаточно.

Сам Крис Барбер, который помогал американским блюзовым музыкантам с организацией их гастролей по Великобритании и в этом плане был совершенно незаменим, в то же время понимал, что его группа, играющая традиционный джаз, не может постоянно оказывать поддержку блюзовой команде. Blues Incorporated регулярно играли в клубе Marquee, частично принадлежавшем Крису, но и Алексис, и Сирил уже порядком устали от снисходительного отношения со стороны джазовой тусовки из Сохо, и хотели отдалиться от этого сообщества настолько, наскольно это возможно.

В своём интервью журналу Rolling Stone в 1971 году Алексис вспоминал: «По сути дела, Blues Incorporated были первой профессиональной британской блюзовой группой. Тогда мы играли в электричестве, за что нас с Сирилом и вышвыривали из самых респектабельных джазовых клубов».

Дик Хексталл-Смит, Алексис Корнер, Джек Брюс, Мик Джаггер и Сирил Дэвис

Арт Вуд (Art Wood), один из множества вокалистов раннего периода Blues Incorporated, предложил группе перебраться в сырое подвальное помещение в Илинге, что и было сделано в 1962 году. Довольно скоро там уже собирались толпы неофитов, убеждённых, что на всём свете только им одним известно о блюзе — этой загадочной, андерграундной музыке.

Молодые энтузиасты приезжали изо всех уголков Британии, и в их число входили Эрик Бёрдон (Eric Burdon) из Ньюкастла, Брайан Джонс (Brian Jones) из Челмсфорда, Пол Джонс (Paul Jones) из Оксфорда, и куча народу из окрестностей Суррея, среди которых были Мик Джаггер (Mick Jagger), Кит Ричардс (Keith Richards) и Эрик Клэптон (Eric Clapton). К чести Алексиса нужно сказать, что он всегда старался поддерживать стремление молодых музыкантов попробовать свои силы на сцене. Однако когда дело дошло до записи, его подход стал гораздо более профессиональным — особенно когда ему выпала возможность записать дебютную пластинку Blues Incorporated, а заодно, по совместительству, и первый истинно британский блюзовый альбом.

Юные таланты сейчас же отправились в отпуск за свой счёт, а их место заняли умудрённые жизнью ветераны. В Англии начала шестидесятых необходимым уровнем мастерства обладали лишь джазовые музыканты — других просто не было. Так что прощай, молодой рекламный агент Чарли Уоттс (Charlie Watts), и здравствуй, барабанщик из оркестра Криса Барбера Грэм Бербридж (Graham Burbidge).

В своё время группа Барбера выступала в клубе Smitty’s Corner на юге Чикаго, и Грэм брал уроки игры на ударных у самого Фрэнсиса Клея (Francis Clay), барабанщика Мадди Уотерса (Muddy Waters). Алексис сообщил Грэму, что он не совсем уверен, потянет ли юный Чарли студийную запись — мнение, с которым и сам Чарли искренне согласился. В интервью для биографии Алексиса Корнера он рассказал об этом так: «Сирил познакомил меня с чикагским блюзом, но пока я не начал играть вместе с Китом Ричардсом, я так и не смог по-настоящему врубиться в эту музыку».

К процессу записи привлекли и Спайка Хитли (Spike Heatley), басиста Джонни Дэнкуорта (Johnny Dankworth). С ним у Грэма возникли небольшие сложности: «Из-за Спайка я звучал слишком джазово, хотя старался быть более суровым, грубым и блюзовым. Но Спайк играл играл очень современно и технично, и в результате на альбоме я звучу так, будто пытаюсь сидеть между двух стульев».

Пианист Кит Скотт (Keith Scott) принял эстафету у друга Алексиса Дэйва Стивенса (Dave Stevens), однако Алексис и не подумал отказаться от услуг своего тенор-саксофониста Дика Хекстал-Смита (Dick Heckstall-Smith). Пели Алексис и Сирил, но для разнообразия они решили разбавить вокальные партии на альбоме более молодыми голосами.

Blues Incorporated с Ронни Джонсом

Из этих соображений на запись были приглашены Лонг Джон Болдри (Long John Baldry), который и раньше регулярно появлялся в составе Blues Incorporated, и чёрный соул-певец Ронни Джонс (Ronnie Jones) — проходящий службу в Англии солдат армии США, которого свёл с Алексисом саксофонист группы Дик. Также на альбоме звучит бас-гитара Тедди Уэдмора (Teddy Wadmore), не упомянутого на обложке пластинки, и гитара превосходного сессионного музыканта Биг Джима Салливана (Big Jim Sullivan).

Альбом получил название «R&B From The Marquee», хотя вообще-то запись была сделана на студии Decca в Вест-Хэмпстеде. Британский блюз приобрёл широкую популярность именно в ночных клубах, и группы зарабатывали себе достойную репутацию регулярными живыми выступлениями. Соответственно, им было проще записывать концертные альбомы, что и делали Джорджи Фэйм (Georgie Fame), The Yardbirds и Джон Майалл (John Mayall) — ну или хотя бы притворяться, что запись концертная.

Алексис, будучи весьма прагматичным человеком и не особенно рассчитывая на грандиозную прибыль от продаж пластинки, относился к «R&B From The Marquee» и следующему за ним альбому скорее как к воспомогательным инструментам для своей деятельности, своего рода визитным карточкам со звуковым сопровождением, которые можно высылать клубным промоутерам.

Постоянно растущее количество публики в клубе Ealing привлекло внимание Джека Гуда (Jack Good), «Мистера Рок-н-ролла» британского телевидения, который и уговорил лэйбл Decca записать альбом Blues Incorporated. Ранее Гуд уже успел познакомить британскую публику с рок-н-роллом — он был продюсером революционной для своего времени телепрограммы «6.5 Special». Эта передача шла на BBC в 1957-58 годах, и её звёздами были Томми Стил (Tommy Steele) и Лонни Донеган (Lonnie Donegan).

Впоследствии Джек начал сотрудничать с ITV, и в июне 1958 года запустил там свой новый проект, передачу «Oh Boy!». Помимо этого он занялся продюсированием молодых британских поп-музыкантов — Клиффа Ричарда (Cliff Richard), Марти Уайлда (Marty Wilde) и Билли Фьюри (Billy Fury). Поклонники рок-н-ролла тоже не остались у разбитого корыта, и новое телешоу Гуда, «Boy Meets Girls», могло похвастаться такими приглашёнными звёздами первой величины, как Эдди Кокран (Eddie Cochran) и Джин Винсент (Gene Vincent).

И вот однажды, жарким июньским днём, Blues Incorporated отправились в студию Decca, куда вместе с ними проследовал друг Алексиса, джазовый критик Чарльз Фокс (Charles Fox). Отчёт Чарльза, опубликованный в журнале Jazz News, был таким:

«Чтобы записываться в студии, требуется куда больше терпения, чем гениальности. Сначала вы проводите то, что вам кажется вечностью, за поиском правильного звучания. Часто это значит, что музыкантов нужно разделять, сажать некоторых из них отдельно, за ширмы, что разрушает физическое единство коллектива. Здесь с этим проблем нет. Сирил Дэвис играет на гармонике и поёт I Got My Mojo Working. Возле другого микрофона сидят Лонг Джон Болдри, Дик Хекстал-Смит и гитарист Джим Салливан — они жуют имбирные бисквиты и поют припев. В этой песне звучит бас-гитара Тони Уэдмора, а постоянный басист группы Спайк Хитли пользуется предоставившейся возможностью немного вздремнуть. Из аппаратной доносятся обрывки разговора: «Да что это вообще за фигня такая — моджо?». В середине дня вся группа удаляется в буфет, чтобы выпить по чашечке чая. Предстоит последний рывок, а он всегда самый сложный. Звон бутылок раздается всё чаще и чаще. Дик Хекстал-Смит, склонившийся над своим тенор-саксофоном, напоминает одновременно Сонни Роллинза (Sonny Rollins) и орла, изображённого на американском посольстве. Алексис Корнер сидит на своём месте с безмятежным видом, гитара покоится у него на коленях… Происходящее приобретает явный оттенок сюрреализма. Это особенно заметно во время третьего дубля Finkle’s Cafe, когда начинают свою перекличку тенор-саксофон и гитара: несмотря на то, что горит красный свет, дверь открывается и в студию входит маленькая девочка, одетая в серое. Вся эта сцена напоминает появление Алисы на Безумном чаепитии Шляпника и его компании. Работа завершается, как это обычно и бывает, с острым чувством неудовлетворённости, несмотря на то, что записать за один день пятнадцать песен — совсем даже неплохо, этого более чем достаточно для одной пластинки. Теперь предстоит заняться оплатой студии, упаковкой инструментов и вызовом такси. Джек Гуд, также присутствующий сегодня в студии, отпускает свой последний на сегодня остроумный комментарий и покидает аппаратную. Ударная установка разобрана, бутылки убраны. В это не совсем верится, но сейчас всё ещё двадцать пять градусов в тени».

Сирил Дэвис

На пластинке «R&B From The Marquee» звучит как классика чикагского блюза — в основном, песни Мадди Уотерса (Muddy Waters) — так и несколько инструментальных композиций. Грэм Бербридж дал нам понять, что грубое, корневое звучание чикагского блюза несколько оттеняется явным налётом джаза — а также, что для Blues Incorporated, как и для многих других британских блюзовых и ритм-энд-блюзовых групп, привычная обстановка — не студия, а клубная сцена.

Сегодня, когда такие вещи, как Got My Mojo Working или Hoochie Coochie Man в ритм-энд-блюзе давно уже считаются общим местом, стоит лишний раз напомнить, насколько необычным и даже революционным было для британских музыкантов исполнение этих песен в начале шестидесятых. А вот вопрос, могут ли и должны ли белые исполнители играть блюз, остаётся открытым и по сей день, порождая бесконечные ожесточённые дискуссии в интернете.

Лонг Джон Болдри

Отдельно стоит отметить удивительно затейливое соло Дика Хекстала-Смита на Night Time Is The Right Time, которую можно найти среди бонусов на CD-переиздании «R&B From The Marquee», а также отличный вокал Джона Болдри. А мощную, захватывающую манеру игры на гармонике Сирила Дэвиса не может испортить даже стерильная атмосфера звукозаписывающей студии.

Трагическая смерть Сирила в возрасте тридцати двух лет лишила Британию блюзового музыканта, которого многие считали настолько «настоящим», насколько это можно себе представить. По словам Джека Брюса (Jack Bruce), он даже не осмеливался играть на гармонике, пока был жив Сирил. Как следует насладитесь игрой Сирила на этом альбоме, ведь его очень мало где ещё можно услышать.

Среди бонусов на CD-переиздании «R&B From The Marquee» также присутствует совместная запись с журналистом и радиоведущей Нэнси Спэйн (Nancy Spain). Алексис познакомился с ней, когда они оба работали на BBC. Нэнси стала популярным обозревателем Daily Express и участвовала в создании радиопередач «My Word!» и «Woman’s Hour».

Она не скрывала близких отношений с редактором She Джоан Вернер Лори (Joan Werner Laurie), что было весьма смелым поведением для своего времени. Нэнси была на дружеской ноге со многими знаменитостями, среди которых числились Ноэль Ковард (Noel Coward) и Марлен Дитрих (Marlene Deitrich). Она погибла вместе с Джоан Вернер Лори в 1964 году при крушении их лёгкого самолёта по пути на скачки Grand National.

Период между записью альбома и его выходом в ноябре 1962 года стал периодом расцвета для Blues Incorporated. Как это позже объяснил Алексис, «Я уверен, что одной из причин, по которой столько отличных музыкантов согласились работать со мной, было отсутствие других альтернатив. Другой ритм-энд-блюзовой группы, которая играла бы регулярно, дважды в неделю, по крайней мере перед тысячей человек, просто не существовало. Но мы никогда не считали себя популярной командой наподобие The Tremeloes или кого-нибудь ещё в этом духе. Мы не играли в их поп-клубах, так что не думаю, что мы были как-либо причастны к развитию британской поп-музыки».

К сожалению, к моменту выхода альбома, когда в Британию пришла суровейшая зима за весь период наблюдений, сходная обстановка наблюдалась и в группе. Сирил по своей природе был очень вспыльчивым человеком — он славился способностью выбить дурь из всякого, кто позволял себе нецензурно выражаться в присутствии дамы, а также исключительным упрямством в том, что касалось музыки. Он всегда утверждал, что саксофон — инструмент дьявола.

Как однажды сказал Алексис, «Сирил был уверен, что джаз как жизненная сила прекратил своё существование с появлением Оркестра Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson Orchestra) в 1922 году. Он не любил Эллингтона или любой другой организованный джаз. Он всячески старался воссоздать чикагское звучание, которое было у Мадди Уотерса в 1956 году. По сути, несмотря на все наши разногласия, больше всего ему нравился Blues Incorporated, когда это были только я и он. Мы были отлично сработавшимися противоречиями».

Сирил только-только привык работать с Диком, когда к группе присоединился Джек Брюс, а следом за ним — Джинджер Бейкер (Ginger Baker). Для Сирила это был уже явный перебор, и он ушёл из Blues Incorporated. Его место занял Грэм Бонд (Graham Bond), завершив таким образом переход Blues Incorporated к более электрическому джазово-блюзовому фьюжн-звучанию. Алексис никогда не был музыкальным пуристом: он частенько говорил, что «есть только два вида музыки — хорошая и плохая».

 

R & B From The Marquee

Side 1
1. Gotta Move (Korner)
2. Rain Is Such A Lonesome Sound (J.&R.Witherspoon), vocal: John Baldry
3. I Got My Brand On You (Waters), vocal: Cyril Davies
4. Spooky But Nice (Davies)
5. Keep Your Hands Off (Davies), vocal: Cyril Davies
6. I Wanna Put A Tiger In Your Tank (Waters), vocal: Cyril Davies

Side 2
7. I Got My Mojo Working (Foster), vocal: Cyril Davies
8. Finkle’s Cafe (Korner)
9. Hoochie Coochie (Waters), vocal: Cyril Davies
10. Down Town (Korner)
11. How Long, How Long, Blues (Carr), vocal: John Baldry
12. I Thought I heard That Train Whistle Blow (Baldry), vocal: John Baldry

Alexis Korner: acoustic guitar
Cyril Davies: vocal (3, 5, 6, 7, 9) harmonica (except for 6)
Dick Heckstall-Smith: tenor saxophone (except for 3) vocal chorus (7)
Keith Scott: piano
Spike Heatley: string bass (except for 7)
Graham Burbridge: drums
Long John Bardly: vocal (2, 11, 12) vocal chorus (7)
Teddy Wadmore: bass guitar (7)
Big Jim Sullivan: vocal chorus (7)

Recording Engineer: Jack Clegg
Produced by Jack Good
Recorded: Decca West Hampstead Studios, London, June 8 1962
Released in November 1962 (Decca Ace of Clubs LP, ACL 1130)

Источник: alexis-korner.net.

Перевод: Мария Mary_J Миронова, Олег MoBKid Миронов.

comments powered by HyperComments
468 ad