Меню навигации+

Пара слов о гараже

Опубликовано 4 Июл 2014 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

В процессе обсуждения в нашем сообществе статьи «6 лучших мод-сборников» возник вопрос о правомерности последнего пункта списка — гаражно-психоделического сборника Nuggets. Что ж, давайте попробуем разобраться в истории гаражного рока.

 

Временные рамки

Стиль зародился в конце 50х годов, но его расцвет пришелся на середину 60х. Официально первая, «оригинальная» волна сошла на нет к 1970 году, с тех пор и по сей день не заканчиваются многочисленные ривайвалы. Особенно насыщенными в этом плане были 80е, когда значительное число групп, связанных с андерграундной сценой, к примеру, The Chesterfield Kings, The Fuzztones или The Lyres, честно старались возродить как звучание, так и внешнюю эстетику классического гаражного рока.

Те же 80е подарили миру более примитивную форму гаражного рока, добавив к гаражу 60х ещё более громкое и грязное звучание панк-рока. Образованное в результате совмещения стилей звучание получило название гаражного панка (garage punk); к нему можно отнести такие коллективы, как The Gories, The Mighty Caesars, The Mummies и The Headcoats.

Многие из групп 80х годов продолжали активную творческую деятельность и в 90х, и в целом, благодаря множеству независимых лэйблов по всему миру, которые выпускали буквально тысячи записей примитивных рок-н-ролльных команд, гаражный рок и гаражный панк просуществовали до 2000х годов.

В начале нового века к гаражному року пришёл коммерческий успех и признание мейнстримовой публики, чего благополучно избежали группы прошлых десятилетий. Среди наиболее ярких коллективов, добившихся мировой известности, стоит выделить шведов The Hives, а также австралийцев The Vines и американцев The Strokes и The White Stripes.

 

Территориальные границы

Изначально гаражный рок возник в США и Канаде. Для описания британской музыки, являющейся условно переходным звеном от ритм-энд-блюза начала-середины 60х к психоделии конца 60х, в восьмидесятые годы был придуман термин «фрикбит» (freakbeat). Хотя фрикбит и обладает своей специфичностью, многие композиции и даже группы, принадлежащие к этому стилю, бывают очень близки к гаражу по звуку, и в данном случае разделение на жанры ведется исключительно по территориальному признаку — Англия/Америка.

C остальным миром дела обстоят несколько cложнее. Так, например, в Европе большая часть групп ближе по звуку к Британии и, соответственно, классифицируются как фрикбит, но есть и исключения. Кроме того, не стоит забывать, что в результате многочисленных музыкальных взаимовлияний группы с гаражным звучанием появились в итоге и в самой Великобритании. Наиболее известный пример – творчество группы The Troggs. В настоящий же момент термин «гараж» стал поистине интернациональным, о чём свидетельствует широкая география групп, выпускаемых на тематических сборниках.

 

Музыкальные рамки

Рамки рассматриваемого жанра относительно широки. В далёкие 60е весь спектр мелодий с рок-н-ролльными корнями, грязно сыгранных непрофессиональными, начинающими, а то и уже научившимися круто играть музыкантами в отдельный жанр не выделяли. Агрессивный стиль игры, принадлежность музыкантов, репетировавших в гаражах родительских домов, к среднему классу и подростковая, на гормональном уровне озлобленная лирика являются для гаража элементами распространёнными, но отнюдь не обязательными, т.к. повторюсь, в самих 60х ни обособленного жанра, ни рамок стиля «гараж» как таковых не существовало.

В результате можно было встретить и группы, хранящие верность яростной трех-аккордной наивной примитивности, и группы с проффесиональным студийным звуком и непростыми аранжировками. То же можно сказать и об отношении гаражных групп к мейнстриму. Отдельные гаражные хиты попадали на вершину американского хит-парада, но в то же время творчество многих культовых групп, таких например, как The Sonics, подобная популярность миновала. Одних устраивала местечковая известность в рамках школы, района или штата, а другие выходили на международный уровень. Так, например, The Remains прославились в числе прочего тем, что в 1965 году разогревали The Beatles во время их американского турне.

Неоднородность движения также обусловлена существованием различных гаражных сцен, обладающих собственным характерным звучанием и сконцентрированных в отдельных городах и штатах США: в Чикаго, Детройте, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Портланде, Сиэттле и т.п. Особое внимание рекомендую обратить на группы из Техаса — например, The 13th Floor Elevators.

В 70е некоторые музыкальные критики стали обобщенно называть всё музыкальное наследие 60х подобного звучания панком. Считается, что первым здесь был Дэйв Марш (Dave Marsh), описавший термином «панк» творчество группы Question Mark & The Mysterians, чей хит «96 Tears» занял первое место в хит-параде Биллборда в 1966 году. Однако по мере развития панка как самостоятельного движения стало понятно, что подобное обобщение неуместно и появились более точные термины: «гаражный рок» (garage rock), «фрат-рок» (frat rock) и «протопанк» (protopunk).

Чёткого определения для каждого из этих трёх терминов не существует, и многие группы и композиции могут спокойно попадать под все три определения одновременно. Например, фрат-рок — завязанная на раннем роке энергичная, грязно сыгранная музыка для студенческих вечеринок (отсюда и произошло название стиля), на которую оказали влияние также соул, блюз и сёрф. Песня «Louie Louie» в исполнении The Kingsmen нравится? А ведь это классика фрат-рока, который часто называют предтечей гаража, и к которому относят значительное число гаражных групп.

В начале 60х сильное музыкальное влияние на многие гаражные команды оказывал сёрф, затем, в 64-66 годах большую роль в развитии гаража сыграло т. н. «Британское вторжение» (British Invasion). Во второй половине 60х многие гаражные группы начинают обретать всё более психоделичное звучание, и на стыке музыкальных стилей образуется психоделический гараж (psychedelic garage).

Обратимся к воспоминаниям Джина Любина (Gene Lubin), ударника The Knaves: «В 1964 или 1965 году, когда ты слышал некоторые песни, ты думал: «Ого! Как же им это удалось?» — ты словно получал зашифрованное послание, прямо у всех под носом. Когда я впервые услышал «My Generation» The Who, я был уверен, что ФБР закроет радиостанцию, где звучала эта песня, в течение пары часов. Это был сильнейший приступ паранойи в моей жизни!

Кстати, «My Generation» действительно была запрещена на большинстве радиостанций в Чикаго, и у The Who были проблемы со въездом в страну, когда они планировали своё первое американское турне. Конечно же, после этого любая гаражная группа была просто уверена, что они обязаны сыграть эту песню, и The Knaves тоже от души постарались. Когда люди приходили на наши концерты, мы были, вне всякого сомнения, больше, чем заменой для всех этих британских рок-групп. Для школьников из пригорода мы были не просто кавер-группой — мы были самими The Who, The Kinks и Rolling Stones! Прекрасное было время».

 

Что послушать

Среди огромного числа начинающих групп, стихийно возникавших в 60е на пике популярности движения, многие распались, записав только один или два сингла, поэтому для всех любителей жанра огромное значение приобретают сборники, позволяющие ознакомиться с редкими записями. Многие из этих записей обнаружили в архивах, почистили и издали относительно недавно.

Итак, начать знакомство с жанром можно со сборников серий:

  • Teenage Shutdown
  • Back From The Grave
  • Garage Punk Unknowns
  • Nuggets: Original Artyfacts from the First Psychedelic Era 1965-1968
  • Nuggets II: Original Artyfacts From The British Empire And Beyond
  • The Essential Pebbles Collection
  • Digging For Gold
  • Texas Flashback
  • Everything You Ever Wanted to Know About 60’s Mind Expansive Punkadelic Garage Rock Ins

А ориентироваться во всем музыкальном разнообразии помогут ссылки:

  • 60sgaragebands.com — информация о группах, их дискографии, интервью и т.п.
  • Searchin’ for Shakes — огромная база данных по гаражу и музыке окологаражного звучания, позволяющая искать группы и композиции по алфавитному списку, по странам и по названиям сборников, на которых они выходили.

В заключение хотелось бы сказать, что проблемы в основном бывают не в музыке, а в людях и их желании или умении разобраться в том, что они слушают и почему. Думающего человека гаражом не испортишь, даже если он мод. Если же говорить о ситуации с гаражным роком, сложившейся на сегодняшний день в Москве, то она довольно грустная, так как большая группа непритязательных к своему внешнему виду и интеллектуальному развитию людей не в состоянии отличить гараж от панка и относятся к нему, как к музыке «пьяного беспредела, насилия и разрушения», что и стараются реализовать в клубах всякий раз, когда её слышат.

Ходить на многие гаражные мероприятия из-за этого становится так же небезопасно и неприятно, как и ставить гаражные пластинки в приличных клубах. А жаль! Возможно, когда-нибудь это изменится, и к гаражу станут толерантнее относиться люди, не ломающие на регулярной основе стулья на танцполе.

Пишу по возможности непредвзято, хотя и с любовью к жанру. Нравится такая музыка или нет — дело сугубо личное. Мне просто хочется немного прояснить историю вопроса и проблему его восприятия у нас, во избежание неоправданного развешивания ярлыков.

Текст: Алёна Gloria Сокольникова

comments powered by HyperComments
468 ad