Меню навигации+

Дикие, но симпатичные!

Опубликовано 19 Янв 2015 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

Когда-то это было лишь ответвление психоделии, но прошло время, и некогда безымянный стиль угрожает затмить даже тяжеловесов эйсид-рока. Ваш сегодняшний проводник по этому таинственному миру – Фил Сми (Phil Smee).

 

Ярлык «психоделия» в своё время вешали и на 13th Floor Elevators, и на Донована (Donovan), и на Pink Floyd. Однако разница между ними настолько велика, что если называть их всех психоделией, это лишает смысла сам термин. Иногда приходится придумывать новое определение, дабы более чётко отделить друг от друга различные ответвления в рамках одного стиля. Так и появилось на свет слово «фрикбит».

Как и «пауэр-поп», это определение объединяет два различных образа, получая в итоге совершенно очевидный результат. «Freak» напоминает нам о лёгком налёте хаоса, а «beat» – о музыкальном стиле, который был крайне популярен в Британии с начала битломании и до возникновения психоделии. Несмотря на то, что корни фрикбита чисто английские, он получил широкое распространение, от Европы до Австралии.

Впервые это слово появилось в 1984 году на обложке пластинки Rubble: The Psychedelic Snarl – компиляции редких, малоизвестных синглов 60х годов, выпущенной на лэйбле Bam-Caruso. На этом сборнике в основном представлены треки, которые увидели свет в 66 году, когда музыканты, игравшие мейнстримовый британский ритм-энд-блюз, осознали необходимость экспериментировать и расширять рамки своего творчества. Но есть на Rubble и несколько исключений – это группы, которые появились ещё до 1966 года и были своего рода первопроходцами, а также целеустремлённые идеалисты, которые пришли немного позже.

Многие всё ещё полагают, что именно в эпоху расцвета панка популярная музыка звучала наиболее радикально и захватывающе. Ну что же, наш список из тридцати лучших фрикбитовых синглов наглядно иллюстрирует, что это в корне неверно. В некоторых из этих песен есть лишь лёгкий намёк на мелодию, но кого это вообще волнует в наши дни, когда поп-музыка уже давно переступила грань возможного! Welcome to freakbeat!

 

1. Wimple Winch «Save My Soul»
1966, Fontana TF 718, £ 250

Wimple Winch в нашей версии фрикбитового рая играют роль верховного божества, во многом благодаря тому факту, что в списке тридцати лучших фрикбитовых синглов они представлены дважды. Сначала группа записывалась под именем Just Four Men и выпустила на Parlophone два отличных сингла, That’s My Baby (1964) и There’s Not One Thing (1965). Затем они сменили имя, студию звукозаписи и всю свою судьбу. Их дебютной сорокапяткой на Fontana стала What’s Been Done (1966) – хорошая, но всё-таки битовая пластинка. А вот следующая запись, Save My Soul, легко может быть названа лучшим примером поп-хаоса из всех, что можно найти на виниле. Особенно прекрасна на этом сингле чёткая аранжировка: угрожающий бит, повторяющийся басовый риф и вокалист, выкрикивающий первый куплет… Но о чём он поёт – один Бог ведает: «Well, I carry my pride like a burning cross / I won’t let you buy it, not at any cost». Ритм ускоряется, а певец кричит так, будто его бьют ножом в спину. Музыкальный кавардак продолжается, в нём живо участвует партия гитары, и всё это завершается оглушительным финалом. Маленький шедевр!

2. The Craig «I Must Be Mad»
1966, Fontana TF 715, £ 250

Вряд ли кто-либо из участвовавших в создании этого восхитительного кусочка поп-мозаики всерьёз надеялся, что его творение будет звучать по BBC или где-либо ещё. Напряжение в песне нагнетают барабанная партия, которая звучит как пулемётная очередь, визжащая гитара и вокал, которого не постеснялась бы ни одна баньши… За удачное продюсирование стоит сказать спасибо Ларри Пэйджу (Larry Page).

3. Adjeef The Poet «Iekk! I’m A… Freak»
1967, Action AC 1003, £ 100

Написанная в соавторстве с друзьями Эджифа, его девушками и всем остальным миром, эта безобразно редкая культовая сорокапятка сочетает безумный текст с настойчивым перегруженным басовым рифом и странными звуковыми эффектами. Песня, если можно её так назвать, удивительно привязчивая! Кстати, гражданина Эджифа на самом деле звали Эд Виссер (Ad Visser), и был он диджеем и ведущим датского телешоу TopPop..

4. Southern Sound «I Don’t Wanna Go»
1966, Columbia DB 7982, £ 175

Southern Sound звучат как нечто среднее между The Mark Four и The Who. Когда слышишь, как барабанщик играет на максимально возможной скорости, а гитарист балансирует на грани потери контроля над своим инструментом, складывается полное ощущение, будто музыкантам нечего терять. I Don’t Wanna Go – B-side сингла, но его первая сторона почти настолько же психованная. А гитарист Southern Sound Роберт Блант (Robert Blunt) позже всплыл в группе Silverhead.

5. Birds Birds «Daddy Daddy»
1966, Reaction 591 005, £ 400

Выпустив три превосходных сингла, The Birds удлинили вдвое своё название, и веселиться тоже начали вдвое сильнее. Они перешли на лэйбл Reaction и записали там один из Святых Граалей рок-музыки. Daddy Daddy, B-side к треку Say Those Magic Words, – это как самогон, который гнали из Пита Тауншенда (Pete Townshend). Бессвязная концовка песни позволяет оценить гитарное мастерство Ронни Вуда (Ronnie Wood).

6. The Masters Apprentices «Undecided»
1966, Astor A7071, £ 50

Это один из тех редких случаев, когда задор юности очень точно и аккуратно перенесён на винил. Вполне вероятно, это произошло благодаря отсутствию нормального продюсера. Эту сорокапятку на студии Astor нарезали с демо-записи. Сами музыканты узнали о том, что у них вышла пластинка, когда услышали её по радио, сидя в закусочной, отчего вокалист Джим Кийз (Jim Keays) чуть не подавился бургером.

7. Pee White & The Magic Strangers «Balla Balla»
1966, Imperial IH 675, £ 75

Этот странноватый сингл может похвастаться самым, наверное, ненормальным гитарным соло, когда-либо записанным в студии (второе место уверенно занимает I’m The King Bee, записанная на обороте этой семёрки). Безумное звучание подкрепляется имиджем группы, отражённом на обложке этого сингла. Питер ДеВит (Peter DeWit) собрал Pee White & The Magic Strangers в Гааге в 1962 году, а распустил в 1967. Джуп Ролофс (Joop Roelofs), гитарист легендарных Q65, был председателем их фан-клуба.

8. The Attack «Anymore Than I Do»
1967, Decca F 12578, £ 35

Дэви О’Лист (Davy O’List) начинает этот невероятный трек с убийственного гитарного соло, рвущего семёрку на части. Эта песня – B-side на сингле Hi Ho Silver Lining. За какие-то три секунды она уже достигает кульминации, а вокалист Ричард Ширман (Richard ‘Jivin’ K Boots’ Shirman) лишь начинает петь, а точнее, рычать первые строчки так, будто он находится в состоянии горячечного бреда. The Attack были большими любителями потусоваться, поэтому состав группы отличался примерно таким же постоянством, как и состав чешской команды по нетболу после объявления о проведении допинг-контроля. Но тем не менее, Ширман уверенно придерживался выбранного курса, записав четыре новаторских сингла и развесистый букет шедевров, так никогда и не выпущенных на виниле.

9. The Answers «It’s Just A Fear»
1966, Columbia DB 7847, £ 100

В канву этой песни замечательно вплетается гитара Тони Хилла (Tony Hill), чью манеру игры ни с кем не перепутаешь. Его «кореш-слови-мигрень» Les Paul в It’s Just A Fear звучит при поддержке тяжёлого бита ударных. История The Answers завершилась, когда Хилл решил присоединиться к The Misunderstood: с ними он записал сингл I Can Take You To The Sun, а затем создал группу High Tide.

10. The Monks «Oh, How To Do Now»
1966, Polydor International L 52951, £ 100

Хотелось бы зацитировать аннотацию с обложки оригинального издания этой пластинки: «Let sapphires glide into the grooves. Count from nine until blast off, then swim into the city’s primeval forest. Black discs mirror colorful shimmering illusions. This black circle, however, quivers within the system of our dear world… » Полные психи The Monks были бывшими американскими солдатами, которые жили в Германии, брили головы и записывались с перегруженным банджо. Их безумное звучание – подлинный фрикбит, при одной мысли о котором в дрожь бросает.

11. Syndicats «Crawdaddy Simone»
1965, Columbia DB 7686, £ 400

The Syndicats стоят внимания хотя бы потому, что в их первом составе играл будущий гитарист Yes Стив Хоу (Steve Howe), с которым группа успела записать два сингла и первую сторону третьего. После этого музыканты призвали в помощь Рэя Фенвика (Ray Fenwick) и забили одну сессию звукозаписи в легендарной студии Джо Мика (Joe Meek), чтобы закончить наконец вторую сторону злосчастного сингла. Результатом работы стала Crawdaddy Simone, написанная Фенвиком в соавторстве с клавишником группы Джеффом Уильямсом (Geoff Williams). На своём дебюте Рэй звучит просто превосходно; именно его Gibson SG Special вкупе с педалью эффектов DeArmond создаёт то неистовое звучание, которое вы можете слышать на дорожках этой пластинки.

12. The Motions «Everything That’s Mine»
1966, Havoc SH 114, £ 35

На тот момент песни для них писал Робби ван Леувен (Robbie van Leeuwen), который позднее собрал популярную группу Shocking Blue, и именно он был на 99% ответственен за звучание The Motions. Everything That’s Mine, которая напоминает одновременно и о The Who, и о Small Faces, это лишь один из более чем дюжины синлов и трёх альбомов, выпущенных, пока Робби сотрудничал с The Motions. Тем не менее, это не делает данный трек менее удачным.

13. Shel Naylor «One Fine Day»
1965, Decca F 11856, £ 70

Шел Нейлор, чьё настоящее имя Роб Вудворд (Rob Woodward), записал две сногсшибательных сорокапятки. Та песня, что вошла в наш список, написана гитаристом The Kinks Дэйвом Дэвисом (Dave Davies). На гитаре здесь играет Джимми Пэйдж (да, это пластинка, на которой он действительно играет!), а ещё это, наверное, самый первый фрикбитовый сингл в истории. Свою вторую семёрку Нейлор записал много позже под псевдонимом, прости господи, Lieutenant Pigeon.

14. The Who «The Ox»
1965, Brunswick 05965, £ 30

На примере этого изумительного инструментала мастера показывают неофитам, как нужно работать. Изначально эта композиция должна была выйти на My Generation, дебютном альбоме The Who, но затем её перенесли на сторону B одного из синглов группы. Происходит натуральная термоядерная реакция, когда Тауншенд тестирует предел воли к жизни всех студийных колонок, а Муни стучит по своим барабанам на маниакальной скорости. А вот что в этом треке раздражает – так это партия клавишных в исполнении Шела Талми (Shel Talmy), который успел, помимо The Who, попортить записи ещё и Kinks с Creation.

15. Wimple Winch «Rumble On Mersey Square South»
1967, Fontana TF 781 (B-side – без песни Atmospheres), £ 100

Короли фрикбита закончили свою карьеру этой историей о том, что произошло возле клуба Sinking Ship в Стокпорте, где они однажды выступали. На сторону В нескольких ошибочных (частных?) прессов этого сингла прокралась их песня Atmospheres. Это безумная композиция с постоянно меняющимся ритмом и сумасшедшей гитарной партией. Wimple Winch распались в 1967 году, когда их вокалист Ди Кристополус (Dee Christopholus) решил начать карьеру актёра. Кстати, он снялся в The Rocky Horror Show и телевизионном шоу Rock Follies.

16. Miller «Baby I’ve Got News For You»
1965, Oak RGJ 190, £ 300

Эта сорокапятка из конца 65 года, допсиходелической эпохи шестидесятых – идеальный пример фрикбита. Она не такая ненормальная, как некоторые песни, но тем не менее, невозможно отрицать, что это подлинная квинтэссенция отличного экспериментального бита. Она записана в Мордоне, на студии RG Jones, и впервые выпущена на лэйбле Oak, хотя впоследствии права выкупила EMI, выпустив этот трек на Columbia. Пит Миллер, записывая эту изумительную песню при поддержке участников раннего состава группы Herd, думал, наверное, что сочинил настоящий хит.

17. The Buzz «You’re Holding Me Down»
1966, Columbia DB 7887, £ 125

The Buzz – отличная иллюстрация того, что бывает, когда группа сочетает маниакальность с внезапной безвольностью. Коллектив собрался на обломках эдинбургской соул-группы Boston Dexters, и их единственная семёрка, записанная Джо Миком, начинается с самого безудержного эха, какое можно услышать в просторном общественном туалете, и уводит нас в пучину визжащих звуков, которые преспокойно могли раздаваться из средневековой камеры пыток. Если на EMI всерьёз полагали, что эта песня может стать хитом… ну, скажем, это было не самое рациональное их решение.

18. Q65 «From Above»
1966, Decca AT 10 248, £ 35

Дикие гитары, звучащие словно бензопилы, и грязный вокал – вот то, что придаёт перчика этой культовой сорокапятке. Видеоклип Q65, записанный в качестве рекламы одного из их синглов, демонстрирует нам молодых людей в ботинках челси, с длинными лохматыми волосами а-ля Фил Мэй (Phil May). Группа собралась в 1965 году в Гааге, и носила тогда название Leadbelly’s Unlimited. До 1968 года парни успели записать несколько тяжёлых ритм-энд-блюзово-битовых синглов и три полноценных альбома.

19. Paul & Ritchie & The Cryin’ Shames «Come On Back»
1966, Decca F 12483, £ 100

Неряшливая партия электрооргана подчёркивает бешеное звучание гитары и психованную вокальную партию, словно придавая новое измерение этому замечательному кусочку чёрного пластика. Ливерпульская группа, изначально носившая название The Bumblies, выпустила две семёрки, прежде чем записать этот несомненный шедевр. Вокалист группы Пол Крейн (Paul Crane) впоследствии присоединился к Gary Walker & The Rain.

20. The Troggs «Lost Girl»
1966, CBS 202038, £ 35

У Troggs, благослови их господь, есть два отличных фрикбитовых сингла, которые – вот ведь диво – на самом деле одна и та же песня. Lost Girl, их дебютная сорокапятка на CBS – отличный пример грубого, нерафинированного занудства. Но переверните их вторую запись, бескомпромиссную Wild Thing, на другую сторону – и под названием From Home вы снова найдёте там Lost Girl с новой аранжировкой, новыми словами и маниакальным гитарным соло. Обе песни превосходны, но, хоть и с большим трудом, Lost Girl всё же побеждает.

21. Jimmy Page & The Talismen «You Break My Heart»
1966, ацетат, не была издана, £ 500+

Барабанщик Бобби Грэм (Bobby Graham) и гитарист Джимми Пэйдж (Jimmy Page) написали этот сингл The Talismen вместе с другими сессионными музыкантами Шела Талми. Он оставался неизданным, но к счастью, ацетатная копия Грэма уцелела. Эта песня с восхитительно устрашающей аранжировкой более мелодична, чем средняя фрикбитовая композиция. Ударные Грэма гремят словно гром, а гитарная партия – просто-таки классический Пэйдж.

22. Majority One «Get Back Home»
1968, Pink Elephant 22.525, £ 30

Эти ребята успели выпустить на Декке восемь синглов (и все слить), пока они не записались в качестве группы сопровождения на Eloise, хитовой пластинке Барри Райана (Barry Ryan) 1968 года. Переехав в Европу, они стали называться Majority One, и сочинили come Back Home, изумительную песню со стороны В сингла Because I Love.

23. The Fleur De Lys «Mud In Your Eye»
1966, Polydor, 56124, £ 300

История студийных записей группы Fleur De Lys подобна длинной и запутанной игре престолов. Каждый состав группы записал по одной семёрке, и тот квартет, что сочинил Mud In Your Eye, был самым сильным из них – если, конечно, судить по тому, сколько за какую пластинку готовы отвалить нынешние коллекционеры винила.

24. Thor’s Hammer «I Don’t Care»
1966, Parlophone CGEP 62, £ 350 (миньон был выпущен вместе с рекламным плакатом для фильма, полный комплект тянет на 850)

Для некоторых этот восхитительный отблеск ядерного взрыва – настоящий Святой Грааль фрикбита. Песня была записана в Англии, но выходила только в Исландии, на миньоне. Если верить надписи на лэйбле пластинки, это музыка из фильма компании Paramount, который назывался Umbarumbamba – интересно, что это за B-movie такое.

25. Fire «Father’s Name Is Dad»
1968, Decca F 12753, £ 175

Родом из солнечного Хаунслоу (лондонские Химки – прим.пер.), изначально эти ребята называли себя Friday’s Chyld. Более броское название предложил их новый менеджер, который также пробил им контракт со студией Apple. Однако дебютный сингл группы Fire был записан всё же на Decca, в 1968 году. Father’s Name Is Dad – песня с тупым текстом и басовой партией а-ля Пол Маккартни. Она была выпущена аж в двух вариантах (второй – с дополнительным вокалом и гитарой), но всё равно обе они разошлись позорно малым тиражом. Как результат, если вам посчастливится найти любую из этих двух версий, можете считать это маленьким локальным чудом.

26. The Masters Apprentices «Buried & Dead»
1967, Astor A7075, £ 50

На этой пластинке, записанной сразу после сингла Undecided 1966 года, The Masters снова показывают себя во всей красе. Это настолько плотная стена звука, что на всём её протяжении стрелка измерителя уровня громкости едва ли опустится ниже десятки. Также здесь можно услышать добротный рычащий вокал и невероятную гитарную партию с явным переусердствованием в использовании рычага тремоло. The Masters Apprentices были культовой группой в своей родной Австралии, но перегорели в течение каких-то двух лет. Хорошо, но мало.

27. The Score «Please Please Me»
1966, Decca F 12527, £ 100

Это настоящий фрикбитовый сингл – ну то есть в буквальном смысле, это бит, но фриковый. А заодно это и самая странная кавер-версия битловской песни. Пишут, что где-то должны быть промо-фото этой группы, но они настолько размытые и некачественные, что нам остаётся только предположить: The Score либо разовый проект, собравшийся для записи этого сингла, либо компания студийных музыкантов. Но в любом случае, эта сорокапятка – чистой воды амфетаминовый трип через песню, которая вроде бы так жизнерадостно звучала в оригинале.

28. Keith Shields «Hey Gyp (Dig The Slowness)»
1967, Decca F 12572, £ 30

В первой группе Кита, The Wildcats из Ньюкастла, играл будущий гитарист Animals Хилтон Валентайн (Hilton Valentine). Он же и спродюсировал первый сингл Кита для студии Декка – бодрую версию песни Донована (Donovan), которая вполне способна раздолбать почти все колонки, кроме, разве что, самых крепких.

29. Lee Kings «On My Way»
1966, Флекси-диск SKIVA 661, £ 60

Эта шведская группа записала более дюжины битовых синглов, большей частью походящих по звучанию на Dave, Dee…, а заодно и этот флекси, который, вероятно, прилагался к какому-то журналу. Представленная здесь песня звучит весело и раскрепощённо, и совершенно не похожа на скучные поп-композиции, которые Lee Kings записывали до этого. Видно, что музыканты получают огромное удовольствие.

30. The Loot «Try To Keep A Secret»
1969, Page One POF 115, £ 25

The Soul Agents, группа из Эндовера, записывалась на Pye, а затем ребята сменили название на The Loot и произвели на свет божий несколько сорокапяток с отличными песнями в духе The Who или Troggs. Их Baby Come Closer – это просто поп-артовый шедевр. Мы решили выделить их последнюю семёрку, Try To Keep A Secret, которая, скорее всего, была записана за пару лет до релиза, то есть году в 1967. Этот фантастический замес из гитар и наваристым битом ещё раз подтверждает репутацию The Loot как легенд фрикбита. Кстати, когда группа распалась, трое из музыкантов The Loot пригласили Калеба Куэя (Caleb Quaye) присоединиться к ним в новом проекте, который получил название Hookfoot. В этом составе они играли вместе с Элтоном Джоном (Elton John) на его ранних записях.

 

Подготовлено по материалам журнала Mojo Collections за весну 2001 года.
Перевод: Мария Mary_J Миронова, Олег MoBKiD Миронов.

comments powered by HyperComments
468 ad