Меню навигации+

Европейский грув, часть 1

Опубликовано 31 Июл 2013 года в Музыка, Статьи | 2 коммент.

Этой небольшой статьёй, или подборкой роликов, если вам будет угодно, я бы хотел открыть серию публикаций на нашем сайте материалов, так или иначе касающихся европейских танцевальных оркестров, их солистов, лидеров и прочей подобной тонкой музыкальной материи, которую сейчас стали, к моему великому сожалению, забывать, массово пав ниц перед неповторимым очарованием рок-музыки 60х, будь то сольные артисты или музыкальные коллективы из трёх и более индивидуумов.

Paul Nero

Заядлые коллекционеры винила, любители экзотики и ярких образов колесят по Европе, выискивая в горах шлака редкие локальные издания с заковыристыми именами исполнителей и банальными названиями в духе «Hammod Hits» или «Groovy Party», без разговоров выкладывая за них сотни евро. Часто подобную музыку называют «библиотечной», и бывает, что не ошибаются — саундтреки к несуществующим фильмам и телепередачам, потенциальные джинглы и смелые эксперименты из области коммерческого расширения уже коммерчески заданных рамок составляют львиную долю подобного репертуара. Музыка, созданная для смиренного ожидания своего звёздного часа на пыльных полках хранилища.

Orchester Frank Pleyer

В конце 50х годов рок-музыка и, соответственно, рок-группы начали массированное наступление на танцплощадки городов, и оркестрам, словно фабрикам на хозрасчете, буквально приходилось на постоянной основе прыгать выше головы и экспериментировать с концепциями, дабы обеспечить свою рентабельность. Фанаты, сопутствующие товары и прочие блага развитого музыкального рынка не играли на их стороне: зарабатывать музыканты могли, продавая исключительно свое творчество — безлико, на записях, часто прячась за яркими обложками, изображавшими миловидных барышень, призывно плывущих по волнам танца.

Peter Thomas

Другое дело — авторская инструментальная музыка. Она изначально заточена на реализацию личных амбиций поп-композитора, работающего в одной упряжке с лэйблом и приглашающего в студию для записи лучших продюсеров и музыкантов. Этот товар штучный, и в наши дни, как эксперимент ради эксперимента, случается, стоит баснословных денег, являясь объектом охоты самых продвинутых коллекционеров — неофиты часто даже не имеют представления о подобных релизах.

Dusko Goykovich

Коммерческая жилка заставляла продюсеров и лидеров подобных коллективов брать и перерабатывать лучшее из того, что представлял на суд слушателя мировой музыкальный рынок. Тут мы и сталкиваемся с парадоксом, ибо чисто развлекательная, лёгкая, студийная музыка в итоге могла звучать много сложнее и интереснее материала, вдохновившего кудесников четырех стен на её создание. Она, словно губка, впитала и законсервировала в себе звук и обаяние целой эпохи, дабы спустя полвека открыть его случайному коллекционеру, способному оценить подобный дар по достоинству.

На этом я хотел бы закончить вводную часть и перейти к первой подборке серии — музыканты и оркестры, выходившие в Германии, раздираемой не только всевозможными противоречиями, но и берлинским архитектурным шедевром завидной протяжённости.

 

1. Gert Wilden «Tage hängen wie Trauerweiden»

Герт Вилден (1917 года рождения, выходец из Чехословакии), один из самых известных немецких композиторов, связавших свою судьбу с кинематографом. На его счету более пятидесяти картин, самые известные из которых можно отнести к жанру «детям до 16» — например, прогремевшая по всему миру серия работ «Schoolgirl Report» (Schulmädchen Report).

Я специально как в этом, так и в некоторых других случаях буду приводить два трека разом, дабы вы смогли сами оценить, как менялась музыка того или иного композитора в процессе лавирования по бурным 60м. Также это сильно упрощает вам поиск той или иной пластинки — в каждой отдельно взятой дискографии подобного толка их лучше рассматривать периодами, привязав последние к трекам, датам или определённым фильмам/телепередачам.

 

2. Frank Pleyer «Good Lookin’»

Фрэнка Плеера (1929 года рождения, Чехословакия) знали в раскиданных по всему Мюнхену послевоенных Клубах Американской армии как Джо Фендера (Joe Fender). Сложно найти более подходящее имя для подобной аудитории. Подвыпившая заезжая публика многому научила молодого аранжировщика и композитора, и позже он сделал себе имя как лидер Münchener Biergarten Musikanten — уже из названия все понятно, в Мюнхене это был оркестр номер один. Также Фрэнк много работал для радио и телевидения.

 

3. Peter Thomas Sound Orchestra «Moonflower Q70»

Петер Томас (1925 года рождения, Силезия) — один из самых ярких и непредсказуемых композиторов и аранжировщиков Берлина — именно его оркестр сопровождал открытие Бранденбургских ворот после реставрации в 2002 году. Добиваясь космических звуков с помощью изобретённого им самим музыкального инструмента ThoWiephon (который сейчас можно увидеть в мюнхенском Deutsche Museum), Петер создавал совершенно нереальную музыку, радикально не поддающуюся описанию словами.

Перед этим человеком я буквально преклоняюсь, и его альбом «Raumpatrouille» 1966 года, саундтрек к первому в Германии научно-фантастическому сериалу, идёт в моей десятке самых новаторских альбомов 60х годов на третьем месте (угадайте первые два, чисто для разминки). Трек «Bolero On The Moon Rocks» как раз с этого альбома.

 

4. Paul Nero «Wade In The Water»

Для англичан он Пол Ниро, но для немцев он — великий Клаус Долдингер (Klaus Doldinger, 1936 год рождения, Берлин) — саксофонист, композитор и аранжировщик. Сложно выделить его самый звёздный период — всю свою биографию, аж с 1957 года по наши дни, Клаус, словно дельфин, рассекал плавником гладь немецкой музыкальной истории, привлекая восхищённые взгляды публики. Гений всех видов джаза, соула и фанка, именно он рекомендуется мною для начала знакомства с музыкой, которой я посвящаю данную статью.

Обязательно найдите его альбомы середины-конца 60х «The Big Beat», «Nero’s Dance Party», «Nero’s Soul Party» и «Nero’s Detroit Soul Party», да не смутит вас разнообразие в выборе их имён. Отлично спродюсированная музыка, готовая к употреблению на любой вечеринке.

 

5. Johannes Fehring, ORF Big Band & The Chicks «Soul Flame»

Йоханес Феринг (Johannes Fehring, год рождения 1926, Вена), тоже прошёл суровую школу Клубов Американской армии, где научился не только уверенно владеть дирижёрской палочкой, но и всегда держать нос по ветру. В 1950м году его оркестр был назван лучшим среди всех танцевальных, и, к слову, именно его мы слышим в небезызвестном вам треке Marianne Mendt «Wie a Glock´n».

Выступая, записываясь и продюсируя исполнителей не только в родной Австрии и соседней Германии, но и по всему миру, Феринг собрал полностью интернациональный оркестр из, не побоюсь этого слова, великих музыкантов. Лучшие голоса того времени выстраивались в очередь и писали номера на ладошках, дабы в свой черёд иметь честь взойти с ними на сцену.

 

6. Pop-Orchester Dusko Goykovich «Last Time»

В данном случае я хотел бы сделать акцент не на отдельном исполнителе, а на альбоме, под обложкой которого кипит, бурлит и рвётся на свободу плод совместного творчества нескольких человек. Я приведу его название, и вам все сразу станет понятно: «Pop-Orchester Dusko Goykovich, Joe Haider und Grischa Batanoff: Action Jazz In Beat & Soul». Год 1968, студия Intercord. Запомните эти имена, а лучше запишите — по отдельности каждый из них заметная и достойная наилучших рекомендаций величина европейского соул-джаза, а уж вместе-то…

 

7. Werner Mueller «Bodybuilding»

Тут снова обратите внимание, как менялось творчество отдельно взятого композитора-бэндлидера в рамках десятилетия. Вернер Мюллер (Werner Mueller, 1920 года рождения, Берлин) воплощает в себе сам дух европейских клубов и танцполов. Возьмите любую его пластинку, послушайте и будьте уверены: именно так всё обстояло с танцами в ночном Берлине на момент её записи.

Прослушав этот трек, сложно поверить, что Мюллер являлся также глубокоуважаемым капельмейстером в тесных и ревнивых кругах поклонников классической музыки. Да и вообще любил, знаете ли, расчехлить нотные тетради итальянских композиторов XIX века и вдарить по романтике.

 

8. Uli Roever «Heißer Sand Auf Sylt»

Люблю, когда музыку пишут и записывают одни и те же люди, считаю, что именно в этом случае почитатель таланта по другую сторону динамика слышит именно то, что ему предначертано судьбой. Юлий Ровер — яркий представитель подобного подхода к творчеству. Он не только собирал музыкантов под конкретные композиционные задачи, раздавал им математически выверенные аранжировки, но ещё и создал в Берлине студию «Compost-Tonstudio», где лично воплощал все свои самые экстравагантные музыкальные идеи. Представленный трек — отличный пример и повод для спора, при условии что ознакомившись, вы сподобитесь послушать его с пластинки на добротной аппаратуре.

 

9. Orchester Erwin Halletz «Lips of Fire»

Эрвин Халлец (1923 года рождения, Вена) тоже прошёл длинный, усыпанный пивными бутылками и забытыми альтистами, путь от локальных пабов до солидных площадок Вены и Берлина. Скрипач, композитор , аранжировщик и дирижёр, он создал музыку для более чем ста двадцати фильмов.

В 1961 году, после триумфальных гастролей в Монако, он был всеми правдами и неправдами назначен на пост дирижёра Monte Carlo Light Symphony Orchestra, на котором, в качестве почётного гостя, оставался сорок один год.

 

10. Memphis Black «Chain Of Fools»

Завершить эту десятку мне бы хотелось проектом Ингфрида Хоффманна (Ingfried Hoffmann, 1934 года рождения, Польша) — наверное, самым соуловым из всех представленных, причём не только по названию. Его лидер, органист и пионер немецкого соул-джаза, начинал свою карьеру вместе с Клаусом Долдингером, развивая идею взращивания настоящего американского звука на благоприятной европейской почве.

Как вы уже заметили, я предлагаю вашему вниманию два видео: трек с альбома и запись выступления Хоффманна и компании на немецком телевидении. Рука об руку, обе записи отлично раскрывают все грани творчества этого музыканта.

Проект Memphis Black оставил в истории след в виде всего двух пластинок, выпущенных в один, 1969й, год — «Soul Club» и «Soul Cowboy». Большая часть треков на них — вариации на тему классики жанра, довольно смелые, стоит заметить. Отдельно обратите внимание на авторские композиции Ингфрида Хоффманна — именно в них весь смак, тот самый случай, когда оркестр раскрывается на полную и звучит единым организмом. Хлёсткие ритмы, сварливо перекликающиеся с органными рифами, отличная духовая секция (Хоффман сам исполнил некоторые партии трубы) — все эти записи ни что иное, как золотой фонд европейского грува, альфа и омега, хлеб с маслом.

Текст: Олег MoBKiD Миронов

Перейти ко второй части «Оркестры и бэнд-лидеры Бельгии 60х годов»

comments powered by HyperComments
468 ad
Евгений Матвеев
2014-05-19 00:35:49
у Вернера Мюллера второе видео - удалено с ютьюба. Даже названия теперь не видно
MoBKiD
MoBKiD
2014-05-19 13:44:16
Спасибо, исправил.