Меню навигации+

Дон Леттс вспоминает, часть 4

Опубликовано 20 Янв 2014 года в Движение, Музыка, Статьи | Нет комментариев

От редакции сайта Moscow Mod Scene: Некоторое время назад диджея, музыканта, режиссёра и общественного деятеля Дона Леттса пригласили вести авторскую колонку в официальном блоге Fred Perry. Мы в свою очередь не можем отказать себе в удовольствии поделиться его заметками и воспоминаниями с нашими читателями, конечно с любезного разрешения Fred Perry Russia.

В течение следующих нескольких недель, а может даже и месяцев, мы будем выкладывать воспоминания Дона об Англии 70х годов, о музыке и всевозможных субкультурах той эпохи. С первой публикацией серии вы можете ознакомиться здесь, вторую легко найдете тут, третью тут, а мы тем временем продолжаем…

Don_Letts_4_4

Trojan Explosion

У моего отца была саундсистема, которая называлась Duke Letts Superstonic Sound. Она сильно отличалась от нынешних саундсистем — тогда для иммигрантов это в первую очередь была возможность собраться вместе после службы в церкви, обменяться новостями и обсудить, что происходит дома, на Ямайке. Музыка была для ямайцев не каким-то молодёжным развлечением, а важной частью их повседневной жизни. Это же касается и скачек. Моему отцу в честь скачек дали имя Saint Ledger — такое только на Ямайке возможно!

Don_Letts_4_1

Одной из любимых пластинок отца был альбом «Fire Corner» Кинга Ститта, который вышел на Trojan Records в 1969 году. Музыка с этого лэйбла была первым, что я начал сознательно слушать, а ещё они проложили для меня своего рода маршрут, по которому я двигался, изучая свои корни, музыкальное наследие своего народа. «Чёрный англичанин» — это сейчас нормально звучит, а раньше это был настоящий оксюморон, уж поверьте. Пластинки Trojan Records задели правильные струны в душах моего потерянного поколения, а потому эта музыка была для нас критически важна. Мы росли в Англии, но не могли решить, кто мы на самом деле такие — например, мне в 1970 году было четырнадцать лет, и я выглядел, как эдакая английская версия ямайского рудбоя.

В шестидесятые годы произошло становление ямайской индустрии звукозаписи, и всплеск эйфории, связанный с обретением Ямайкой независимости, положил начало новому музыкальному стилю — ска. Наверное, я мог бы заполнить весь оставшийся объём моей книги именами людей, которые утверждают, что это они изобрели ска в 1959, 60 или 61 году. Первым, кто приходит на ум, будет сотрудник студии Клемента Додда, которого звали Сесил Кемпбелл — вам он, скорее всего, известен под именем Принц Бастер. Именно Принц Бастер предложил своему гитаристу акцентировать при игре слабую долю, благодаря чему появилось уникальное звучание, характерное для ска. Эта музыка блестяще передавала оптимизм, витавший в 1962 году в воздухе независимой Ямайки.

Don_Letts_4_2

Ска быстро приобрело популярность среди ямайских иммигрантов в Британии. К 1963 году эта музыка вырвалась из подпольных распивочных лондонского района Лэдброк-Гроув и превратилась в самый популярный в Англии андерграундный музыкальный стиль. Однако к тому моменту прошло уже добрых лет пять, в течение которых ска доминировало в музыкальной сфере у себя на родине. Разумеется, к середине шестидесятых публике захотелось чего-то новенького. Этим глотком свежего воздуха стало рокстеди.

Одна из причин эволюции ска в более медленное рокстеди заключается в смене климата, царившего в общественной жизни, — хотя иногда пишут, что в замедлении темпа музыки виновато исключительно жаркое лето, случившееся на Ямайке. Однако нельзя забывать, что в начале 60х драки на танцплощадках Кингстона происходили заметно чаще, чем раньше, и общая атмосфера была очень напряжённой. Причиной тому послужили рудбои. Это была обычная молодёжь, которая вскоре после получения Ямайкой независимости приехала в Кингстон в поисках лучшей доли, и оказалась выброшенной на обочину жизни. В результате эти молодые люди превратились в маргиналов, вынужденных ради выживания встать на путь преступлений — кто-то вступал в уличные банды, кто-то промышлял тёмными делами в одиночку.

Появление рудбоев сыграло важную роль в развитии ямайской музыки. Более медленный ритм, характерный для рокстеди, позволял более расслабленно двигаться во время танцев, а значит, у танцора было больше возможности отслеживать окружающую обстановку. Также смена темпа отражала народные настроения. После 1962 года, когда Ямайка обрела независимость, уже прошло некоторое время, всеобщее воодушевление сошло на нет, наступило политическое и общественное похмелье.

Всемогущий лэйбл Trojan начал свою работу в июле 1967 года. Он получил своё название в честь грузовика, который перевозил саундсистему Рейда (Дюк Рейд — ямайский диджей и продюсер). На заре существования Trojan выпускал только виниловые синглы, продавать лонгплеи было слишком рискованно. На альбоме должны были быть одни хиты, ни единой проходной песни — иначе слушатели просто не стали бы тратить на него заработанные тяжким трудом деньги. Ребята с Trojan понимали психологию гетто, поэтому они выпустили серию компиляций Tighten Up, которые я приобрёл в 1970 году, когда мне было четырнадцать — то же самое сделали многие английские скинхеды.

Эти компиляции включали в себя лучшие синглы с Trojan, а вторая часть Tighten Up ещё и могла похвастаться рискованным дизайном обложки, который, конечно же, порадовал большинство слушателей-подростков мужского пола — меня в том числе. Приятно осознавать, что эти пластинки стали саундтреком к важному периоду в развитии британских субкультур. Это и было самое замечательное в Trojan Records: их музыка затрагивала темы, которые были важны и для чёрной, и для белой молодёжи. Ну, по крайней мере, на моей улице дела обстояли именно так.

Заодно Trojan сформировали музыкальную среду для новой британской субкультуры — скинхедов. Скинхеды были ребятами из рабочего класса, в основном белыми, и не особо одобряли идеи хиппи. Зато они врубались в ска и всё, что выходило на Trojan, раскупали пластинки из серии Tighten Up и помогали синглам Trojan Records продвинуться в хит-парадах.

Don_Letts_4_3

Крайне важно понимать, что скинхеды 60х годов и откровенно расистское движение конца 70х, которое носит то же имя — это две очень большие разницы. В 60е многие скинхеды росли в районах, где жили представители различных национальностей. Яркий пример тому — басист The Clash Пол Симонон. Отношения между скинхедами и вест-индскими иммигрантами складывались необычные. Например, скинхеды были поклонниками музыки, которая выходила на Trojan Records, и считали её частью своей жизни. Помимо этого, чёрная культура оказала определённое влияние на их манеру одеваться: скинхеды сочетали пиджаки в вест-индском стиле, узкие брюки и шляпы трилби с ботинками Dr.Martens и подтяжками, которые были неотъемлемыми атрибутами одежды рабочего класса. Ещё в их гардеробе было заметно американское влияние: туфли-лоферы, харрингтоны… До сих пор помню, как разгуливал в 1970-71 году по лондонским улицам в своём пальто-кромби, брогах, джинсах Levi’s Sta-Prest и приталенной рубашке.

К концу 1968 года появилась новая плеяда ямайских продюсеров, возглавляемая такими гигантами, как Ли Скрэтч Перри, Банни Ли и Кинг Табби. Они создали новое звучание, которое вскоре захватило весь мир музыки. Регги было медленнее по темпу, чем рокстеди, и оно было обязано своим появлением многоканальной звукозаписывающей технике.

Trojan Records продолжали импорт ямайской музыки в Великобританию, где песни таких исполнителей, как Кен Бут или Джон Холт уверенно занимали верхние строчки хит-парадов. В связи с этим Studio One даже начали называть «Ямайским Мотауном». Кто бы мог подумать, что бывший колониальный остров, вооружённый лишь своей музыкой и стилем жизни, в результате успешно колонизирует весь остальной мир?

Продолжение следует…

Перевод: Мария Mary_J Миронова
Источник: Fred Perry Russia

comments powered by HyperComments
468 ad