Меню навигации+

The Dave Davani Four

Опубликовано 28 Фев 2014 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

Оригинальный текст с обложки пластинки 1965 года «Fused!»

На заре карьеры коллектива Дэйва Давани (Dave Davani) многие не признавали их нетривиальной концепции ритм-энд-блюза — в основном из-за того, что орган тогда не считался привычным инструментом для ритм-энд-блюзовой группы. И тем не менее его верные последователи, обитавшие в лондонских клубах Flamingo и Crazy Elephant, упорно несли благую весть в столичные пригороды и провинциальные центры, где публика встретила хаммонд-орган с огромным энтузиазмом.

Вне сцены Дэйв Давани выглядит тихим и застенчивым человеком, но как музыкант он производит абсолютно противоположное впечатление. Невероятная энергия, свойственная его исполнительской манере, ставит его в первые ряды органистов Британии. И речь идёт не только о технике — здесь куда важнее умение Дэйва раскрыть полный потенциал ритм-энд-блюза.

Вне всякого сомнения, харизма Дэйва — это главная причина драйва, который переполняет все живые выступления его группы, и который стал фундаментом их быстро растущей популярности. Каждый участник ансамбля скажет вам, что это вопрос «понимания темы».

В своём кратком комментарии к песне Pigs Foots Дэйв дал исчерпывающее, на мой взгляд, описание тому, что он столь легко выражает своей музыкой: «Данный трек отличает атмосфера радости, счастья, а для выбранного нами музыкального направления это очень и очень важно». И если подобные записи на пластинке цепляют вас так же, как публику, перед которой Dave Davani Four выступает с концертами — вам непременно захочется слушать их снова и снова.

Композиция Jive Samba напоминает нам о начале творческого пути коллектива. Это один из треков, который ребята сделали ещё в 1963 году, сразу после создания группы. Также к числу ранних вещей группы относится Sack o’Woe — оригинал этой песни был записан Кэннонболлом Аддерли (Cannonball Adderley).

Знакомая Swing Low Sweet Chariot ещё никогда не звучала так зажигательно. Налёт латиноамериканского звучания в её вступлении временно уступает дорогу боповым соло, дабы снова вернуться к финальным тактам трека. Это весьма оригинальная обработка, в которой мы можем услышать партию клавес, исполненную Берил Уэйн (Beryl Wayne). Во время гастролей группы Берил выступает в роли вокалистки, а на пластинке её клавесы можно услышать ещё и в Jive Samba. Помимо этого, в композиции Big Boss Man она играет на тамбурине, а в Funky Mama — на конгах.

Big Boss Man больше знакома нам в вокальной версии Джимми Рида (Jimmy Reed), но группе она показалась интересной именно в инструментальной обработке. У этого трека эталонный клубный звук — примерно так группа начинает звучать в самый разгар вечеринки, к трем часам ночи. Хотите ещё погорячее? Послушайте The Champ, композицию Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Она такая раскалённая, что на ней яичницу можно жарить.

На этой пластинке в исполнении квартета вы можете услышать Jumpin’ The Blues, одну из малоизвестных композиций Джимми Смита (Jimmy Smith), и Funky Mama — песню с трибьютного альбома Джону Паттону (John Patton), которого Дэйв называет среди лучших американских органистов, совершенно незаслуженно недооценённых в Англии. Кстати, барабанщик Паттона Бен Диксон (Ben Dixon) является автором упомянутого выше трека Pigs Foots.

Пожалуй, самая изумительная вещь на пластинке, Milestones, обычно ассоциируется у нас с именем Майлза Дэвиса (Miles Davis). Великолепная мелодия, запоминающаяся своей модальной гармонией. Ритмическая Night Train — одна из самых популярных песен в репертуаре Dave Davani Four. Ну, а композиция Crazy E, посвящённая одноимённому клубу, написана лично Дэйвом, как и переполненный жизненной энергией трек Fused. Именно они отражают дух современного нам Лондона!

Dave Davani Four в 1965 году: Мик, Чез, Берил, Джон и Дэйв

Ник Росси (фронтмен группы Nick Rossi Set) о Дэйве Давани

Когда-то Дэйв Давани называл свою музыку «swingin’ soul», но его пластинка 1965 года Fused! — это скорее идеальный пример бескомпромиссного мод-джаза, записанный под сильным влиянием импортных записей лэйбла Blue Note, столь полюбившихся настоящим ценителям джаза во всём мире. Звучание Dave Davani Four многократно шлифовалось во время проятжённых ночных концертов в культовых клубах Flamingo и Crazy Elephant. И результатом работы стал крепкий инструментальный альбом, который, тем не менее, не был замечен широкой публикой.

На момент выхода этой пластинки (30 октября 1965 года) Дэйв, и как музыкант, и как лидер группы, новичком уже не был. Ещё ребёнком он играл на фортепиано и аккордеоне, сстав постарше — выступал в составе различных музыкальных групп. Однако становление британской модерн-джазовой сцены Дэйв Давани застал ещё совсем молодым человеком. Учитывая, что ему довелось выступать с такими людьми, как Табби Хэйз (Tubby Hayes) и Ронни Скотт (Ronnie Scott), не приходится удивляться, что к концу 1963 года Дэйв уже собрал свою собственную группу.

К шестидесятым годам хаммонд-орган уверенно занял свою нишу в мире джазовой музыки, в основном благодаря непревзойдённому гению Джимми Смита (Jimmy Smith). К 1963 году на американской сцене уже имелся целый ряд его последователей, но в Англии хаммонд только делал свои первые шаги.

На афишах лондонских клубов появились имена Джорджи Фэйма (Georgie Fame) и Грэма Бонда (Graham Bond). Дэйв Давани старался от них не отставать. В самом скором времени наличие хаммонд-органа обещало стать яркой сенсацией, которая встретила горячее одобрение со стороны любителей джаза, молодых модов и чёрных американских военнослужащих.

Изначально — в 1963 году — Дэйв вместе со своей первой группой The ‘D’ Men работал с лэйблом Columbia. Вторая его сорокапятка, записанная с той же группой, вышла в 1964 году на Decca Records, а уже к середине 1965 года коллектив обзавёлся контрактом с Parlophone (отделением могучей EMI Records) и новым именем — Dave Davani Four.

Музыканты долго сотрудничали с ныне легендарной студией Lansdowne, и именно там они начали запись своего первого альбома, который оказался одновременно и последним. Помимо Давани, в коллективе играли гитарист Джон Милнер (John Milner), басист Мик Эвин (Mik Ewin) и барабанщик Чез Бёртон (Chaz Burton). Супруга Дэйва Берил Уэйн (Beryl Wayne) появлялась на концертах группы в качестве вокалистки, а для их альбома она записала партию перкуссии.

Кстати, интересно, что пластинка была полностью инструментальной, в отличие от концертных выступлений Dave Davani Four и их первых студийных синглов. В дополнительном материале, записанном во время этой сессии, композиции с вокалом также отсутствуют, так что похоже, альбом с самого начала задумывался как инструментальный.

По большому счету, Fused! — это не джазовый альбом в полном смысле слова, и отчасти именно поэтому он стал значительно менее известен, чем стоило бы. Но будь то джаз, поп или и то, и другое одновременно — вне всякого сомнения, на этой пластинке вы найдёте отличную музыку в великолепном исполнении. На протяжении всей записи Дэйв раскрывает весь свой потенциал как импровизатор и аранжировщик, он показывает себя достойным современником таких талантливых музыкантов, как, например, Брайан Огер (Brian Auger). В целом звучание ансамбля очень плотное, так что легко понять, почему публика в ночных клубах принимала Dave Davani Four на ура.

Исходным материалом для пластинки послужил американский джаз того времени в обработке коллектива, а также несколько композиций, написанных самим Давани. На альбоме представлена музыка Майлза Дэвиса, Лу Дональдсона, Кэннонболла Аддерли, Джона Паттона (Miles Davis, Lou Donaldson, Cannonball Adderley, John Patton) — и, разумеется, Джимми Смита.

Также вы можете услышать и более мейнстримовые ритм-энд-блюзовые композиции Джеймса Брауна и Джимми Рида (James Brown, Jimmy Reed), но ни в коем случае нельзя обойти вниманием треки, написанные Дэйвом Давани, которому удалось успешно совместить боповое звучание с британской традицией, создав по-настоящему аутентичный продукт.

К сожалению, этот альбом не добился как признания критики, так и заметного успеха в хит-парадах. Группа, ничуть не смутившись, снова отправилась в прокуренные ночные клубы Лондона, где её ждала поддержка множества верных поклонников. Dave Davani Four продолжили записываться в студии, выпустив в течение 1966 года ещё два сингла на Parlophone. Когда к коллективу ненадолго присоединился тенор-саксофонист из Zoot Money’s Big Roll Band Ник Ньюэлл (Nick Newell), группа временно превратилась в Dave Davani Five и в течение следующего года, помимо регулярных выступлений в клубах, активно появлялась на британском радио.

Однако дни ансамбля были уже сочтены: к концу шестидесятых Дэйв стал выступать как в биг-бэндах, так и в составе трио, демонстрируя при этом свои незаурядные навыки аранжировщика и развивая технику игры на хаммонде. Следующий сингл и студийный альбом Дэйва вышли уже в начале семидесятых на лэйбле Phillips, а к той поре музыкальные вкусы этого талантливого музыканта уже сильно изменились.

Классический альбом Fused! демонстрирует нам яркую картину своего времени, причём так убедительно, как это получалось мало у кого из современников. Можно назвать лишь десяток синглов и долгоиграющих пластинок других лондонских групп, которые могли бы похвастаться звучанием хаммонд-органа и которым удалось точно ухватить атмосферу лондонской клубной сцены тех лет. Благодаря переизданию этой пластинки у Dave Davani Four снова появилась возможность получить то признание, которое они давно заслужили.

Ник Росси (Nick Rossi)
Сан-Франциско, Калифорния, январь 2008 г.

Перевод: Олег MoBKiD Миронов, Мария Mary_J Миронова.

comments powered by HyperComments
468 ad