Меню навигации+

The Road From Memphis

Опубликовано 8 Июл 2011 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

Сложно переоценить влияние, которое оказала на мир ритм-энд-блюза магия музыки Букера Ти Джонса (Booker T Jones). Вместе со своими товарищами из группы The MGs Букер Ти записал такие известные вещи, как Time Is Tight, Hip-Hug Her, Soul Limbo и, конечно же, энергичную и нестареющую Green Onions — все эти записи оказали заметное воздействие на творчество более поздних поколений соул-музыкантов.

Отголоски звучания Booker T & The MGs можно услышать и у представителей сегодняшней многогранной музыкальной сцены. Так что интерес публики к новому альбому Букера Ти Джонса, который носит название The Road From Memphis, совершенно неудивителен — особенно если учесть, что предыдущий диск Джонса, выпущенный в 2009 году Potato Hole, удостоился двух наград Грэмми.

Ключом к пониманию альбома служит его название. И если гитарный Potato Hole был неким переосмыслением южного соула, способным озадачить самого заядлого любителя навешивать ярлыки на звучание Букера Ти, то The Road From Memphis — это современная автобиография коренного жителя Мемфиса. Джонс завершил полный круг в своём развитии: музыкант, которой десять лет был лидером в домашней группе Stax Records и записывался с такими исполнителями, как Отис Реддинг, Карла и Руфус Томас и Уильям Белл (Otis Redding, Carla & Rufus Thomas, William Bell), а затем в 1970 году оставил Мемфис, наконец вернулся домой.

После более чем скромного участия Джонса в общем звучании на Potato Hole, приятно слышать, как на сей раз талантливый исполнитель и его верный орган B-3 выходят на передний план музыкальной картины диска The Road From Memphis. Букеру Ти свойственны как классическая южная, мемфисская сентиментальность, так и вполне современный профессионализм — смесь качеств, которой так не хватает большей части нынешних молодых музыкантов.

Помимо Джонса, в записи этого альбома были задействованы как умудрённые жизнью Нил Янг, Деннис Коффи и сладкоголосый Лу Рид (Neil Young, Dennis Coffey, Lou Reed) — так и молодые таланты в лице Шэрон Джонс (Sharon Jones), Джима Джеймса (Jim James) из My Morning Jacket, Мэтта Бернинджера (Matt Berninger) из The Nationals, и ребят из нео-соуловой группы The Roots. В результате мы имеем мощный звук, замешанный на самых разных стилях, которые в сумме дали вполне цельный и завершённый диск.

Уверенный в своих силах Букер Ти также включил в этот альбом кавер-версию Crazy, песни группы Gnarls Barkley, причём звучит эта обработка так, словно была записана на Stax Records в дни её расцвета. Кто там говорил, что «такую музыку больше не делают»? Мистер Джонс легко доказал, что всё это полнейшая чепуха. The Road From Memphis, выпущенный на лэйбле Anti, уже сейчас можно заказать на сайте Amazon.com в виде компакт-диска или виниловой пластинки, по выбору.

После нескольких безуспешных попыток переупрямить американскую телефонную сеть, я всё же сумел дозвониться до Букера Ти Джонса, который с радостью согласился поболтать со мной о своём новом альбоме, о Stax Records, о поездке в Европу в 1967 году в рамках гастрольного тура Stax-Volt — и, разумеется, о Green Onions.

Когда слушаешь ваш новый альбом The Road From Memphis, он производит впечатление путешествия в прошлое, или некоего моментального снимка, запечатлевшего сразу всю вашу музыкальную карьеру… Чего вы хотели добиться, когда записывали этот диск?

В общем, вы правы. Вот уже пятьдесят лет, как я не занимаюсь ничем, кроме музыки. Мне кажется, что и эмоционально, и физически я прошёл полный круг и снова вернулся к той музыке, с которой начинал — это при том, что вообще-то мне нравятся самые разные музыкальные стили и направления. Полагаю, мне очень повезло родиться в Мемфисе, штат Теннесси, а особенно повезло с тем, что я жил всего в трёх кварталах от места, где находилась студия звукозаписи Stax. В своём последнем альбоме я постарался вернуться к тем мелодиям и ритмам, которые я слышал, когда был ребёнком.

Моя мать работала на Бил-стрит, и когда отец отвозил меня туда на машине, там запросто можно было застать выступления людей вроде Би Би Кинга (BB King) и других великих ритм-энд-блюзовых музыкантов того времени. Кроме того, на меня оказала большое влияние церковная музыка. Свои первые уроки игры на органе я брал в церкви, именно так для меня всё и началось. Надеюсь, мне удалось более-менее отразить всё это на The Road From Memphis.

Бил-стрит в Мемфисе, пятидесятые годы

Подборка имён музыкантов, которые приняли участие в записи этого альбома, производит впечатление — там и Нил Янг, и Лу Рид, и Шэрон Джонс…

Да, мне повезло, что так много народу согласилось поработать над этим проектом. С Нилом Янгом мы давние друзья, в девяностые годы я участвовал в одном из его гастольных турне, а он сыграл на моём предыдущем альбоме. Узнав, что в записи трека The Bronx примет участие Лу Рид, я был очень приятно удивлён. Ну, а Шэрон Джонс как-то раз, года четыре назад, выступала с The MGs на одной сцене, и нас всех тогда поразило, насколько у неё мощный голос. После концерта она заглянула в гримёрку, и мы поговорили в обычном духе — мол, надо обязательно как-нибудь, когда-нибудь чего-нибудь сделать вместе… — но до недавнего времени мы всё никак не могли собраться.

…но именно через Шэрон Джонс вы познакомились с Гэбриэлом Ротом (Gabriel Roth) с Daptone, который и записал этот диск?

Вообще-то я был не в курсе, что Гэбриэл имеет какое-то отношение к Dap Kings — для нас существенно, что он тоже родом из Мемфиса, и его идеи, а также его манера игры были очень важны для того, чтобы The Road From Memphis зазвучал более по-мемфисски. Вклад Гэбриэла в каждый трек бесценен, он даёт каждой песне уникальную музыкальную перспективу. Именно он предложил всем музыкантам играть вместе, одновременно, сидя в одной комнате, и записываться на аналоговую плёнку. Идея была в том, чтобы вернуться к корням, и Гэбриэл очень помог нам в плане аутентичного подхода к звукозаписи, такого, какой мы использовали на Stax. Квестлав (Ahmir ‘Questlove’ Thompson), барабанщик The Roots, тоже сильно помог со звучанием — он старался, чтобы в каждой песне ударные звучали по-разному, и оказался весьма полезен в процессе сведения альбома.

Не могу не отметить, что на The Road From Memphis также играет один из невоспетых героев соула, музыкант с Motown и участник группы Funk Brothers Деннис Коффи. Мне посчастливилось встретиться с ним лично во время одного из его редких визитов в Великобританию. Деннис оказался очень приятен в общении — а, кроме того, он крайне недооценённый музыкант.

Если вы видели его живьём — вы знаете, что он отличный музыкант! Он вкладывает всю свою душу без остатка в каждый проект, где он участвует. Как только он берёт гитару вы можете быть уверены, что вас ожидает нечто неповторимое и великое.

Мы с ним давно друг друга знаем — нас познакомил Кларенс Авант (Clarence Avant), который иногда пересекался по работе с Элом Беллом (Al Bell) со Stax Records — кроме того, Кларенс руководил Sussex Records, где записывался Билл Уизерс (Bill Withers). Деннис тоже работал с этим лэйблом, и вот с тех пор мы с ним и общаемся. (В 1971 году Коффи записал на Sussex инструментальную композицию Scorpio, которая разошлась миллионным тиражом и принесла своему автору Золотой диск от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний. Также Коффи стал первым белым музыкантом, которого пригласили выступить на легендарной телепрограмме Soul Train. — прим. Н.Хендерсона).

Ещё в записи этого альбома приняла участие ваша дочь Лив.

Я даже не подозревал, что у Лив были какие-то музыкальные амбиции. Однажды она просто сказала мне, что всегда хотела попробовать себя в музыке — и вот ей представилась такая возможность, когда я записывал The Road From Memphis. И знаете, я ей очень горжусь.

Ваш альбом 2009 года Potato Hole стал первой вашей пластинкой за двадцать лет, и получил кучу наград, в том числе две премии Грэмми. Полагаю, такой приём со стороны публики для многих стал неожиданностью, и уж точно, вас он должен был весьма обрадовать.

Это очень в моём духе (смеётся). Мне не нравится идти по накатанной колее и делать то, чего все от меня ждут. Я искренне люблю многие стили и направления музыки — отчасти это результат того, что я изучал музыку в университете. Мне всегда нравилось менять направление развития, а ещё я был без ума от новых музыкальных инструментов, хотел научиться играть на всём на свете. Думаю, это заметно по тому, с кем я работал на протяжении всей жизни. Сотрудничество с Drive-By Truckers при записи Potato Hole — лишь одна из граней этого моего увлечения.

Несмотря на то, что свой хит Green Onions вы записали ещё в шестнадцать лет, вы предпочли отправиться изучать музыку в Университете Индианы. Наверное, это было непростое решение?

Когда я записал Green Onions, я был в двенадцатом классе, а группа была для меня источником дохода, который позволял платить за учёбу. Green Onions взлетела на верхушки хит-парадов как раз когда я уже оплатил своё обучение в Университете, так что этот нежданный успех сильно сбил меня с толку. Я выступал с The MGs на телевидении и немного гастролировал, но совершенно не был уверен, есть ли у нас с группой хоть какие-то перспективы, или же мне стоит сосредоточиться на работе. В итоге я решил не расслабляться и как следует заняться учёбой.

В ретроспективе это кажется очень серьёзным решением, но тогда-то мы были просто компанией молодых парней, которые хотели постоянно играть, всегда и везде. Кстати, когда нас спрашивают о нашей группе, людей неизменно удивляет, что The MGs были межрасовым коллективом с чёрными и белыми музыкантами. А мы об этом даже не задумывались — это вообще не имеет никакого значения для компании друзей, которые вместе сочиняют музыку.

Букер Ти Джонс, Стив Кроппер, Эл Джексон-младший и Льюи Штейнберг (Steve Cropper, Al Jackson Jr., Lewie Steinberg)

Вы приехали в Соединённое Королевство и в Европу (сохранена формулировка Н.Хендерсона. — прим.пер.) в рамках легендарного турне Stax-Volt. Для многих из вас это был первый выезд за пределы Америки. Чем вам запомнился этот гастрольный тур?

В первую очередь мне всегда вспоминается, насколько тепло и дружелюбно все к нам относились. Мы забрались так далеко от дома, а все знали нас в лицо и слышали все наши пластинки — это было совершенно неожиданно и, конечно же, стало для музыкантов своего рода потрясением. Многие из нас были искренне удивлены, поскольку понятия не имели, что творится за пределами звукозаписывающей студии.

На афишах этого тура значилась совершенно фантастическая подборка музыкантов. Как вы делили сцену?

На паре первых концертов в Англии играла Карла Томас (Carla Thomas), затем до конца тура её заменил Эдди Флойд (Eddie Floyd). Помню, что мы играли вместе с Карлой в одном из лондонских клубов и встретили там The Beatles. (Это был концерт в клубе Bag O’ Nails в среду 15 марта, через два дня после начала британского турне. — прим. Н.Хендерсона). Хедлайнерами гастролей были Отис Реддинг (Otis Redding) и Сэм с Дэйвом (Sam & Dave), также на афише значился Артур Конли (Arthur Conley).

The MGs и духовая секция The Mar-Keys играли на всех концертах этого турне. Наверное, это было непросто?

Подборка музыкантов на тех гастролях была совершенно изумительная. Хотя я каждый вечер выходил с ними на сцену, я до сих пор помню, что на каждом концерте у меня просто крышу срывало. Энергия, которая переполняла каждое выступление Сэма и Дэйва, поначалу меня шокировала, и даже сегодня я не могу выразить словами впечатление, которое они производили на неподготовленного слушателя. Мы играли на каждом концерте от начала до конца, и это был довольно-таки тяжёлый труд, но когда сегодня я вижу записи этих выступлений, я снова могу вспомнить яркие подробности любого из концертов того турне. Такое не забывается никогда.

Я где-то прочёл, что Отис был весьма огорчён тем, что ему приходилось выступать после Сэма и Дэйва, поскольку на турне Stax-Volt они были главными любимцами публики, благодаря своим выступлениям в целом, и кривлянию на сцене — в частности. Это правда?

Сэм и Дэйв были прекрасны! Их поведение на сцене было невероятно зажигательным, и публика всегда живо на них реагировала. Они пели на каждом концерте, и выступать после них действительно было непросто, но знаете — вообще-то Отис тоже был весьма хорош на сцене… (смеётся). Уверен, что если бы он играл первым, Сэм и Дэйв были бы в ужасе! Думаю, они таким образом подначивали друг друга, но всё-таки это было дружеское соревнование. Ведь публика на каждом концерте была такая замечательная, что ты не мог не хотеть выложиться по полной программе.

Для вас и The MGs песня Green Onions была неплохой стартовой площадкой. После неё у вас тоже были хиты, но считаете ли вы эту композицию лучшей из того, что вы записали за последние пятьдесят лет?

Когда вы так говорите, я чувствую себя очень старым! (Смеётся). Я смотрю на вопрос так: если бы эту песню записал кто-то другой — вот тогда бы она мне понравилась. Но тем не менее, я считаю, что это хороший трек, а учитывая, что мы его забацали, пока в студии выдалось свободное время — песня неплохо удалась (смеётся). Здорово, что людям она до сих пор так нравится. Думаю, она задала нам направление движения на некоторое время, но когда я её слышу, я всё никак не могу поверить, что я там играю — мы же были так молоды…

Некоторые ошибочно полагают, что на этом треке вы играете на классическом хаммонд-органе B-3, но мне кажется, что на самом деле это орган-спинет M-1. Это так?

Хмм, наверное, вы правы, B-3 появился чуть позже… когда мы смогли накопить на него денег (смеётся). Хотя оба эти органа звучат просто отлично!

Этим летом Букер Ти Джонс выступит в Соединённом Королевстве, Америке и Японии. Расписание гастролей можно посмотреть на официальном сайте музыканта.

Собратья Букера по The MGs Стив Кроппер и Дональд Дак Данн (Steve Cropper, Donald Duck Dunn) выступят вместе с Эдди Флойдом в воскресенье, 24 июля на Southern Fried Festival (Перт, Шотландия), а также дадут концерт в Лондоне.

Текст: Нил Хендерсон. Источник: Modculture.co.uk.
Перевод: Мария Mary_J Миронова, Олег MoBKiD Миронов.

comments powered by HyperComments
468 ad