Меню навигации+

Nothing but trouble

Опубликовано 10 Мар 2011 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

Товарищ MoBKid давно предлагал мне сделать такую подборку, и вот она потихоньку вызрела, обзавелась словесным сопровождением и теперь вполне готова к выходу в люди. Можно ли слушать эту десятку тем, кто никогда не слушал блюза, и даже тем, кто думает, что блюз — это Эрик Клэптон? Полагаю, не только можно, но и нужно — здесь собраны достаточно разнообразные песни, которые позволяют взглянуть на картинку с разных сторон. Возможно, вам даже понравится.

Если так — я постаралась кое-где включить общие рекомендации по тому, с чего лучше начинать слушать того или иного исполнителя, а также краткие выдержки из биографии музыкантов. При этом текст достаточно неполиткорректен в силу того, что жизнь в рассматриваемый период тоже политкорректностью не страдала. Итак, с учётом вышесказанного — добро пожаловать в путешествие по волшебному миру блюза. И нашей первой остановкой будет…

1. Leadbelly «Where Did You Sleep Last Night»

Лидбелли! Его знают все и его слышали даже те, кто уверен, что никогда его не слышал, поэтому он совершенно заслуженно идёт первым в этом списке. Для блюза его обработка народной In The Pines — это то же самое, что Yesterday для группы Битлз. Поясняю сходство: как только незамутнённое трепетное создание признается тебе, что в жизни не слышало битлов — напомни созданию Yesterday, и тебе непременно и с чувством глубочайшего содрогания сообщат, что песню знают чуть ли не наизусть. Так и с этой вещью Лидбелли — уж версию Нирваны-то слышали почти все, так что как только меня спрашивают, что такое блюз — немедля обращаюсь к ней, и картина как-то сразу начинает складываться.

Продвинутым поклонникам рок-музыки можно напомнить написанную Джоном Фогерти Midnight Special, но Where Did You Sleep Last Night работает всё равно лучше. Да и вообще Лидбелли вполне стоит того, чтобы открывать любой блюзовый список. Дяденька был крайне суров, провёл в местах лишения свободы почти полжизни: незаконное ношение оружия — каторга (строительством дорог и каналов в оплоте демократии, если кто не в курсе, занимались заключённые, и романтическая песня Сэма Кука Chain Gang как раз об этом) — побег — убийство в пьяной драке из-за женщины — тюрьма — досрочное — убийство, на этот раз белого гражданина, что уж ни в какие ворота — тюрьма… Вот и песни у Лидбелли такие же, как и жизнь. Излагает захватывающе, а главное — крайне убедительно.

2. Jimmy Witherspoon «Money’s Gettin’ Cheaper»

Надеюсь, рассказ в предыдущем абзаце настроил вас на правильный лад, друзья мои. Продолжим в том же бодром духе. Ведь блюз, товарищи — это не нытьё белого нестриженого задрота о том, как от него ушла очередная муза. Это музыка простая, ненадрывная и о жизни. При этом она демонстрирует чисто народную мудрость в отношении к окружающему миру. Вот, например, так американские негры в лице Джимми Уизерспуна видят сложный процесс инфляции. Честное слово, несмотря на сильного конкурента в лице Lemonade Эдди Мэка, это всё равно лучшая на свете песня об инфляции!

Вообще Уизерспун исключительно хорош и в других темах, но тут уж пусть желающие займутся вопросом плотнее, если приспичит. Рекомендую начать с альбомов Blue Spoon или Baby Baby Baby. Или Spoon In London, он тоже хороший. Вообще в Англию американские блюзмены, не питавшие идеализма относительно своих перспектив в мире музыки, ездили с чувством лёгкого офигения — не зацикленная на расовых вопросах британская молодёжь с удовольствием слушала старых бедных негров, а юные музыканты типа Энималз — так просто счастливы были, если получалось подыграть кумирам. Да ещё и приветливые девчонки в мини-юбках вокруг ходили (на эту тему, как я помню, очень умилялся Сонни Бой Уильямсон) — райская страна, одним словом.

3. Memphis Minnie «Good Biscuits» / «Keep On Eatin’»

Ну, вы, конечно же, не рассчитывали, что отделаетесь всего десятью песнями? В паре пунктов я вывешу по две композиции — все они замечательные и выбрать одну я не смогу. Какую не повесь, всё равно потом буду безутешна. Так что мучиться я даже и не собираюсь — с нас же не убудет послушать две песни вместо одной? Ну вот и отлично.

Итак, продолжая тему народной мудрости, нельзя обойти вниманием следующие два трека. Тут ведь как — правильные мужчины поют песни о работе, женщинах и выпивке досуге. Ну а правильные женщины поют, соответственно, о своих мужчинах и о своей еде, часто смешивая две эти темы — благо они действительно идут крайне близко друг к другу. Предлагаю совместный вопрос мужчин и пищи рассмотреть на примере творчества замечательной барышни Мемфис Минни, которая может научить молодую хозяйку (опытная и так это знает) двум важным вещам:

1) позволять другой женщине кормить своего мужчину может только совершенно несознательная соплячка, и
2) уж если кормишь — подходи к делу ответственно!

Минни, вы так очевидны, что здесь даже и обсуждать нечего — можно только заткнуться и послушать.


4. Howlin’ Wolf «Howling For My Darlin’»

Вообще-то я не любительница городского электрического блюза. Как результат, все блюзмены, исторически считающиеся любимцами модов, все эти маддивотерсы и иже с ними, просвистывают мимо меня со скоростью, близкой к скорости света. Не понимаю я их. Но исключение, разумеется, есть, и вот оно. Это исключение родом с берегов Миссисиппи, хрупких барышень и некрупных юношей его энергетика просто валит с ног, оно обладает невероятной харизмой, записывает великолепные вещи, а под хорошее настроение легко может переорать даже Скримин Джей Хоукинса.

Судя по воспоминаниям очевидцев, гражданин Честер Артур Бёрнетт ещё и имел голову на плечах, старательно держась подальше от всяческих неприятностей и умудряясь не просаживать заработанные на сцене деньги на разные бесполезные и дорогие цацки. В общем, редкое исключение, нечто из серии «он не только круто поёт — он ещё и УМНЫЙ!» Если бы я собирала не десятку, а пятёрку лучших блюзовых песен — Хаулин Вульф точно в ней был бы.

5. Papa Lightfoot «Mean Ol’ Train»

Папа — это прозвище, а вот Лайтфут — нет. В пятидесятые годы уроженец Натчеза, штат Миссисиппи, Александр Лайтфут записал в студии несколько песен — которые, в полном соответствии специфике жанра, никому не были нужны даже даром. Зато когда в шестидесятые интерес к блюзу резко возрос, на общей волне воодушевления были найдены и старые записи Лайтфута, который наконец получил возможность записать полноценный альбом. Пластинка Natchez Trace вышла в 1969 году, а в 1971 году автор умер в возрасте сорока семи лет. Всё.

Типичная история, за которой скрывается изумительный музыкант. Что тоже типично, наверное… Эх, ладно — вот, лучше послушайте песню про поезд. Это моя любимая песня про поезд, она хорошая.

6. Tommy Tucker «Hi Heel Sneakers»

Эта песня с лэйбла Checker попала в мой список отчасти из-за своей нетипичности: на верхушку хит-парадов в 1964 году она угодила не в исполнении милых белых мальчиков (хотя её действительно исполнял миллион белых мальчиков, некоторые из которых даже были милыми), а прямо-таки в авторском.

Ну а потом уже её пели Джерри Ли Льюис, Джимми Риверс, братья Эверли, The Searchers, Элвис Пресли, а ещё через сорок с лишним лет бесстыдно передрали братья Галлахеры, хотя фанаты Оазиса, как всегда, не в теме и дивятся авторскому гению своих любимцев. Но дело, конечно же, не в этом. Дело в том, что вещь действительно крайне удачная. И, опять же, имеет место простая и понятная тема: собирайся, подруга, мы идём на танцы! Никакого экзистенциализма, всё предельно жизненно.

7. Mose Allison «Somebody Gotta Move» / «I Love The Life I Live»

Это человек, которого я могу слушать часами и совершенно неспособна выбрать у него одну любимую вещь. Да что там — я у него с любого одного альбома не могу любимый трек выбрать, а уж из всего творчества… Но я постаралась, и в результате остались две следующих песни. Первая, очень модовская, на мой взгляд, композиция посвящена важной теме безудержного бытового хамства, вторая (не менее модовская) — вопросу соответствия ожиданиям окружающих. Правда, с Моузом не поймёшь — то ли он джаз играет, то ли блюз, поэтому на всякий случай я считаю, что он играет и то, и другое. Для верности. А вы уж сами решайте.

Здесь ещё нужно отметить, что Моуз — не только самый аутентичный белый блюзовый вокалист (да, в этом списке есть белые!), но ещё и отличный пианист, а главное — гениальный поэт. Не смотрите, что с такими усиками он по виду похож на сутенёра, на самом-то деле он молодец. Так что давайте уже слушать, потому что если мы не послушаем хотя бы эти песни — честное слово, я начну упражняться в перечислении остальных вещей Эллисона, с которыми тоже непременно надо ознакомиться, причём желательно на виниле, потому что в цифре ну совершенно не звучит. Вот будете слушать — так и знайте: тут осталось процентов 40, не больше. Бон аппетит.

8. Alexis Korner’s Blues Incorporated «Built For Comfort»

Даже людям, которые блюзом никогда не интересовались, а слушали себе спокойно титанов рока, известно, что Блюз Инкорпорейтед — это своего рода легендарные ясли британской рок-музыки. Там переиграла половина Роллинг Стоунз, Крим и Грэм Бонд Организейшн — дядя Алексис был добр к новичкам, которые интересовались чёрной музыкой, и завсегда пускал их поиграть да попеть. В тогдашней Британии таких людей было немного, вот и нужно было поддерживать молодёжь.

На фоне такого меценатства особенно показательно, что как только Корнеру представилась возможность записать дебютную пластинку, юные таланты немедленно отправились курить всем коллективом — необходимым уровнем профессионализма для записи правильного блюзового альбома обладали только джазовые музыканты, и именно их, своих давних друзей, Алексис и собрал в студии. Цветы жизни — это прекрасно, но такую важную штуку, как первый собственный альбом, абы кому не доверишь.

Для оценки результата работы вообще-то стоило бы послушать всю пластинку, благо она вполне бодрая и идёт легко. Я бы даже сказала, что этот альбом — вершина британского блюза, поскольку люди, его записавшие, слушали чёрную американскую музыку, а вот все Крим и Ярдбёрдз, которые пришли много позже — те уже ориентировались в своём творчестве на Алексиса Корнера, что сильно слышно по их материалу. Эдакий пост-пост-модернизм выходит, каверы на каверы. Не одобряю. Ну, а Корнер постарше и посерьёзней, его я слушаю с удовольствием, по крайней мере данный диск. Очень аутентично и стильно.

Так что вот, ознакомиться рекомендую с пластинкой целиком, но в качестве примера приведу именно Built For Comfort. Почему? Ну, во-первых, мне нравится эта песня — в разных вариантах, и в этом в том числе. Во-вторых, здесь звучит задорный вокал совсем ещё молоденького Джона Болдри — прекрасного блю-айдового английского певца. О том, насколько он прекрасен, можно судить по тому, что он — единственный из всей молодой поросли британского рока, кому удалось пробраться на запись R&B From The Marquee и спеть там аж на трёх песнях. Все остальные вокальные партии мнительный перфекционист Сирил Дэвис оставил за собой — и, собственно говоря, превосходно с ними справился.

9. Blind Boy Fuller «Truckin’ My Blues Away»

В принципе, я старалась сделать свою подборку максимально позитивной — ну, то есть такой, чтобы при её прослушивании не хотелось прямо сразу удавиться. А то блюз всё-таки… Не знаю, насколько это получилось, поэтому две последние песни будут совсем весёлые. Вот эта — одна из них, вы не ошиблись.

Скажу пару слов об авторе этой жизнеутверждающей композиции. Если вам на глаза попадался идиотский список «как выбрать правильное блюзовое имя» — так там есть пункт насчёт добавления в сценическое имя каких-нибудь физических недостатков: слепой, хромой, убогий. Предполагается, что это автор списка так шутит. Фултон Аллен, видимо, тоже очень потешался, когда на первой записи в студии ему предложили сменить имя на Блайнд Бой Фуллер, раз уж он всё равно к девятнадцати годам полностью потерял зрение.

Ну, понимаете — в начале двадцатого века слепому чёрному парнишке из бедной сельской местности было достаточно непросто найти работу (сильно подозреваю, что и в начале двадцать первого века с этим тоже случаются определённые сложности), поэтому молодой Фултон обратился к доступным видам заработка — к музыке. Сиди себе на тёплом месте на тротуарчике, бренчи на гитаре — тебе денежку кидают. Если повезёт — позовут на вечеринку у кого-нибудь дома или дадут ангажемент в местной пивной. Главное — работа непыльная.

Поиграв таким образом лет десять, к двадцати восьми годам Аллену удалось впервые увековечился в студии, где, как я уже отметила, ему предложили сменить имя для пущей колоритности — чего пропадать такому удачному физическому недостатку, да и вообще это же так забавно. Имя сменили, за чем последовали пять лет более-менее интенсивной работы в студии, после чего музыкант в возрасте тридцати трёх лет умер от отказа, кажется, всех внутренних органов одновременно. А нам осталась музыка, в том числе — эта жизнерадостная песня.

10. Mark Murphy «Everybody’s Crazy ‘Bout The Doggone Blues»

Оглядываясь на свои юные годы, отдельные представители мод-культуры называют Марка вторым самым крутым белым вокалистом после Моуза Эллисона. Это, так сказать, субкультурный подход, который я привожу для примера — лично мне кажется, что Марк не дотягивает до моего любимца Эллисона хотя бы по манере подачи материала, так что нечего их и сравнивать. Но тем не менее, у него есть «That’s How I Love The Blues» — пластинка 1962 года, которая определённо стоит того, чтобы с ней ознакомиться.

В частности, на этом альбоме звучит замечательная «Everybody’s Crazy ‘Bout The Doggone Blues» — ироническая песня, которую ещё в 1917 году записывала исполнительница Марион Харрис, причём её версия была даже не первая. У Марка Мёрфи данная композиция звучит крайне убедительно и, как мне кажется, вполне достойна завершать десятку лучших блюзовых песен. Слушаем, и спасибо всем за внимание!

Текст: Мария Mary_J Миронова

comments powered by HyperComments
468 ad