Меню навигации+

Корпорация блюза, часть 2

Опубликовано 1 Сен 2014 года в Музыка, Статьи | Нет комментариев

Продолжение. С первой частью статьи вы можете ознакомиться тут.

В начале 1963 года Blues Incorporated покинули свою резиденцию в клубе Marquee, перебравшись на новую точку во Flamingo Club. Примерно в это же время Бонд, Брюс и Бейкер в промежутках начали играть как Hammond Organ Trio. В перерывах между плотным концертным графиком Blues Incorporated нашли время сделать несколько сессий для BBC. Они выступили как на телевизионном шоу «6.25», так в радиопрограмме «Jazz Club». (Впоследствии композиция «Rockin’», записанная на радио, вошла в ретроспективный альбом Корнера «Bootleg Him»). В то же время у группы была сессия звукозаписи для фирмы Decca в её студии в West Hampstead. Записываясь вечером перед специально приглашённой аудиторией, Blues Incorporated исполнили одиннадцать песен. К сожалению, из них были изданы только «Early In The Morning» и «Night Time Is The Right Time» (Decca LP «Rhythm & Blues», LK 4616, выпущено в октябре 1964 года).

В конце февраля трио Бонда выступило само по себе в Манчестере, заработав больше, чем им могли предложить в Blues Incorporated. Бонд понял, что возглавлять собственное трио будет в финансовом отношении намного более прибыльным, чем оставаться частью чужой группы, и после горячего спора с Корнером во Flamingo Бонд ушёл, прихватив с собой Брюса и Бейкера.

Graham Bond_1

Несмотря на очередной удар судьбы, Корнер не сдался и восстановил ритм-секцию. На басу появился Крис Томпсон (Chris Thompson), а за ударные сел бывший наставник Бейкера Фил Симен (Phil Seamen). Последний к этому времени уже сидел на героине и работа в группе была для него источником средств на покупку наркотика. Кроме того, на сессии звукозаписи он мог привести свою собаку, имевшую привычку во время записи дублей мочиться на брюки зазевавшихся музыкантов. Томпсон также употреблял героин и вскоре был заменён другим музыкантом, Майком Скоттом (Mike Scott). Место за альт-саксофоном занял Art Themen, по совместительству студент-медик, чьи знания были как раз необходимы из-за непредвиденных инцидентов, в которые время от времени попадали музыканты-наркоманы. Наркозависимость ряда музыкантов, а также постоянная стеснённость в деньгах не способствовали созданию в группе доверительной дружеской атмосферы. Периодически возникали конфликты. Корнер ходил с напряжённым осунувшимся лицом, только на сцене у него появлялась профессиональная улыбка. Опять же, вопрос о записи очередного альбома оставался открытым.

Случайно Корнер познакомился с американским кларнетистом Joe Marsala, который работал на чикагскую Seeburg Corporation. Пустив в ход всё своё обаяние, Алексис убедил его, что Blues Incorporated сможет записать такие классные композиции, что они будут играть в музыкальных автоматах на необъятных просторах всех Соединенных Штатов. В результате 10-12 мая 1963 года в лондонской студии Lansdowne группа записала материал для нового альбома. Однако Корнер не был бы Корнером, если бы записал простенький коммерческий ритм-энд-блюз. Получившийся к концу 12 мая результат никак не ожидали увидеть ни Marsala, ни его хозяева из Чикаго. Это были двенадцать закрученных инструменталов, под которые ни на танцполе не поколбасишься, ни девиц не подцепишь. Как и следовало ожидать, сделка не состоялась. Эти записи увидели свет только через два года, когда каталог Seeburg был выкуплен фирмой Decca. Альбом под названием «Alexis Korner’s Blues Incorporated» был выпущен ограниченным тиражом в июне 1965 года на лейбле «Ace Of Clubs» (ACL 1187). Критика похвалила инновационное звучание диска, однако отметила, что альбом представляет интерес в основном для коллекционеров, а не для широкой публики. Собственно говоря, так оно и было.

Alexis_Korner_221

Из двенадцати вошедших на диск инструменталов два были сочинены Паркером, один — Хекстал-Смитом, а остальные написаны или аранжированы самим Корнером. Открывающий альбом корнеровский «Blue Mink» явно намекал на эпическую композицию Телониуса Монка «Blue Monk» причём с явными отсылками к любимому Корнером Чарли Мингусу. Следом шла «Rainy Tuesday», самая продолжительная композиция на диске с замечательным соло Корнера на гитаре. Также необходимо отметить построенную на роскошном фортепьянном соло композицию Паркера «A Little Bit Groovy». Инструментал «Royal Dooji» был аранжированным Корнером вариантом знаменитой «Dooji Wooji» из репертуара оркестра Дюка Эллингтона, а «Preachin’ the Blues» с весьма экзотическим ориенталистским звучанием основывался на одном из блюзов Мадди Уотерса.

Во время той же сессии была записана не вошедшая в альбом и не издававшаяся в то время заводная песня Корнера «Taboo Man», полная сексуального бахвальства, впрочем вполне политкорректного. Также в мае-июне 1963 года на той же студии были записаны ещё два номера — традиционный дельта-блюз «See See Rider» (в аранжировке Корнера) и авторский инструментал «Blues a LA King», оба были изданы на сингле независимым лейблом King только в 1965 г. (KG 1017). Несмотря ни на что, жизнь продолжалась.

В августе 1963 г. из Blues Incorporated ушёл Хекстал-Смит, чтобы присоединиться к группе Грэма Бонда. Его место занял альт-саксофонист Дэйв Кастл (Dave Castle), также в то время к группе присоединился клавишник Malcom Saul из группы Eric Delaney. На повестке дня продолжал стоять вопрос о лидер-вокалисте. Собственные вокальные данные Корнер оценивал весьма скромно, даже назвав их «ужасными» в одном из радио-интервью. Он чувствовал себя некомфортно, когда ему приходилось петь со сцены. Однако ранней осенью 1963 г. Корнер обратил внимание на очередного демобилизовавшегося из армии чёрного американца, Herbie Goins, вместо выступавшего с ними раньше Ронни Джонса.

Zoot Money

Однако первоначально место вокалиста Blues Incorporated занял не он, а George Bruno Money (более известный как Zoot Money). Как и его предшественник Грэм Бонд, он не только пел и играл в группе, но и исполнял свой собственный сет во время перерывов на выступлениях. Однако собственные амбиции не позволили ему долго оставаться в группе Корнера, в которой он пробыл месяца два. В конечном итоге, в конце октября 1963 года к «Blues Incorporated» вместо него присоединяется Herbie Goins.

Goins был уроженцем Флориды и начал музыкальную карьеру ещё в школьной группе. К тому времени, как его призвали в армию, он уже успел выступить с такими гигантами, как B.B. King и Бобби Блэнд (Bobby Bland). Проходя службу в Западной Германии, он вскоре собрал новую группу, которая давала выступления на американских военных базах. Там его заметил Eric Delaney и предложил перебраться в Лондон и присоединиться к своей группе. Уже в Великобритании, получив предложение от Корнера, Goins решил не упускать свой шанс и тут же согласился.

Тем временем, заранее не ставя в известность остальных членов группы, Алексис Корнер заключил контракт с небольшой независимой звукозаписывающей компанией Oriole Records на запись живого альбома, которая состоялась 23 февраля 1964 года в знаменитом ливерпульском бит-клубе «The Cavern». В Ливерпуле группа Корнера была уже хорошо известна, вызвав фурор на местном бит-фестивале в прошлом году. Свою известность клуб «Cavern» приобрел благодаря The Beatles, которые начали выступать в нем с декабря 1960 года, вернувшись из Гамбурга. Как музыкальное заведение клуб функционировал с 1959 года — первоначально там играли джазмены, в том числе и бэнд Криса Барбера. Свое название (cavern — англ. «пещера») клуб получил не случайно. Он располагался в подвале, где раньше был винный погреб. Внутри было темное тесное помещение с высокими сводчатыми потолками; вентиляция, а заодно и нормальное освещение, отсутствовали. Очевидцы вспоминали, что дышать в клубе было нечем, стены были буквально пропитаны потом, на концертах среди зрителей часто случались обмороки.

Alexis_Korner_223

«Перед выступлением мы заглянули в паб и только потом обнаружили, что Oriole ведет запись, — впоследствии вспоминал Goins. — Мы набрались Fine Selection, отличным крепким элем. И когда мы оказались на сцене… первое, что я там сделал, это сломал микрофон». Второй микрофон был у Корнера. Отступать было некуда и, несмотря на своё нежелание, он хриплым задыхающимся голосом начал петь «Overdrive». Это была его собственная песня, исполненная здесь непривычно жёстко. Соло на саксофоне Dave Castle было поддержано органом Malcolm Sauls и гитарой самого Корнера. Импровизация уложилась меньше чем в четыре минуты, время получасовых звуковых экспериментов ещё не пришло. Следующим номером Корнер объявляет свою собственную «Whoa Baby», «блюз в стиле Джона Ли Хукера», хотя вряд ли большинство аудитории знало, кто это такой. После этого Корнер объявляет: «А сейчас я хочу представить вам того, кто действительно умеет петь. Вы слышали его в прошлый раз, когда он был здесь. Herbie Goins!». После короткого инструментального выступления Goins начинает петь «Every Day I Have a Blues» на фоне органных и саксофонных импровизаций. Затем микрофон возвращается к Корнеру и он исполняет нетленную классику Мадди Уотерса — «Hoochie Coochie Man», добавляя соло на слайд-гитаре.

Вторая сторона изданной по итогам концерта пластинки открывается инструменталом «Herbie’s Tune», названного в честь вокалиста группы, хотя фактически эта композиция является переработанной группой вариантом «Dooji Wooji». Здесь присутствует впечатляющее соло на ударных Майка Скотта. После этого Корнер снова берёт микрофон и исполняет «старую вещь Joe Turner» «Little Bitty Gal Blues», чтобы потом передать микрофон снова Goins, в заключение исполнившему «Well All Right» и «Kansas City».

Alexis_Korner_224

На конверте вышедшего в октябре 1964 года альбома «At The Cavern» (Oriole PS 40058) Корнер написал в аннотации: «Здесь люди на самом деле слушают тебя, они помогают тебе играть и петь на максимуме. С той минуты, как входишь в клуб «Cavern», ты уже знаешь, что тут будет удачное выступление. Все настолько дружелюбны, все хотят помочь тебе сделать все по максимуму».

Следующий альбом Blues Incorporated был записан в марте 1964 года в Olympic Studios, располагавшейся в здании бывшей синагоги в лондонском Уэст-Энде. Незадолго до записи альбома в группе произошли очередные изменения — полностью сменилась ритм-секция. Теперь на басу играл Danny Thompson, а на ударных — Barry Howton, кроме того Malcolm Saul был заменен другим клавишником — Ron Edgeworth. На запись специально пришли не игравшие к тому времени в Blues Incorporated Хекстал-Смит и Art Themen.

Для Томпсона это был вообще первый опыт студийной работы. «Даже сейчас я не думаю, что стал бы играть по-другому по сравнению с той сессией, — впоследствии вспоминал он. — Помню, я был абсолютно восхищён окружающими меня людьми, все три саксофониста играли просто фантастически, и мне действительно нравилось работать с Алексисом и Херби. Иметь возможность исполнять «Woke Up This Morning» Би Би Кинга вместе с «Haitian Fight Song» Мингуса означало, что «Blues Incorporated» фактически отражало идеальное сочетание моих музыкальных пристрастий».

На диск было записано десять треков, из них только три песни: «Roberta» (традиционный блюз в аранжировке Корнера), и две вещи классиков вест-кост блюза — «Stormy Monday» Ти-Боун Уолкера (T-Bone Walker) и вышеупомянутая «Woke Up This Morning» Би Би Кинга. Остальные семь треков были инструменталами, включавшими как аранжировки джазовых стандартов Дюка Эллингтона и Чарли Мингуса, так и собственные произведения Алексиса Корнера и ранее игравшего с группой Грэма Бонда.

Во время записи альбома царила непринужденная и раскованная атмосфера. Вспоминает ударник Barry Howton: «Я сел за ударную установку в начале первой сессии и очень беспокоился, смогу ли я передать дух живых выступлений. Кроме того, играть в десять часов утра в практически стерильных студийных условиях мало способствовало созданию настоящего свинга. Алексис понял эту проблему и, как по волшебству, извлёк бутылку бренди, который мы щедро добавили в наш кофе. В результате уровень адреналина быстро стал расти, мы полностью погрузились в музыку, и я считаю, удачно воспроизвели наше живое звучание».

К нему присоединяется и вокалист Herbie Goins: «Атмосфера была очень расслабленной, и Алексис не беспокоился о том, что группа делает ошибки; основной задачей было сохранить на записи живое клубное звучание. Если кто-то из нас сильно лажал, мы просто останавливались и перезаписывали трек заново; это не имело особого значения, потому что всё было весело».

Корнер шёл на спонтанные музыкальные эксперименты прямо во время записи. Вспоминает саксофонист Дэйв Кастл: «Утром перед второй сессией звукозаписи я заскочил в магазин музыкальных инструментов в Уэст-Энде и прикупил флейту, просто чтобы потренироваться — в то время было более-менее важно играть ещё и на флейте и (или) кларнете, если вы хотели работать регулярно — и я решил её купить и научиться на ней играть. Чернила на товарном чеке ещё не просохли, а Алексис уже предложил мне использовать флейту в «Stormy Monday».

Альбом, получивший название «Red Hot From Alex» был издан в июне 1964 года на лейбле Transatlantic (LP TRA 117), и в целом был положительно воспринят музыкальной критикой. В частности, обозреватель «Record Mirror» Патрик Джеймс (Patrick James) в рецензии на диск отметил: «Алексис Корнер и Blues Incorporated должны быть на вершине популярности. Я считал, что они добьются этого, по крайней мере, восемнадцать месяцев назад, но что-то всегда было против них. Если вы хотите услышать, как играет эта группа (хотя и в слегка изменённом составе) — это отличная новая пластинка от фирмы Transatlantic под названием «Red Hot From Alex». Они никому не подражают, а с этим составом никто не в силах им подражать».

Alexis_Korner_225

В сентябре 1964 г. группа записала две вещи, «I Need Your Lovin’» и «Please, Please, Please», для вышедшего через два месяца сингла (Parlophone R 5206). Обе вещи были классикой набиравшего популярность стиля соул и входили в репертуар Don Gardner & Dee Dee Ford и такого корифея жанра, как Джеймс Браун, соответственно. Что касается последнего, то в 1962 году он объявил себя «соул-братом №1» в Америке и действительно пользовался огромной популярностью среди чёрной аудитории. Интересно отметить, что соул-музыкой увлекались в то время даже такие британские группы, как Rolling Stones, предпочитая записывать композиции в этом стиле, более брутальном в сравнении с ритм-энд-блюзом.

В ноябре 1964 года группа сделала записи на BBC в смешанном составе: сам Алексис Корнер, Herbie Goins, Дик Хекстал-Смит, Ray Warleigh (альт-саксофон), Danny Thompson (бас) и Terry Cox (ударные). В основном, исполнялись вещи с вышеупомянутого сингла, а также с двух последних альбомов. Кроме того, в эфире Корнер дал пару коротких интервью. На вопрос ведущего о группах, исполняющих коммерческий ритм-энд-блюз он, в частности, ответил: «Я думаю, это слишком малая часть блюза в целом. То, что происходит с британской блюзовой сценой, я чувствую, люди взяли кусочек, можно сказать десятилетний период чикагского блюза с 1945 по 1955 г.г., и уверяют нас, что «Это Ритм-энд-блюз!». Фактически, это очень малая часть всей ритм-энд-блюзовой сцены, простирающейся от Louis Jordan до Marta & The Vandellas». На вопрос о том, является ли ритм-энд-блюз заметным явлением на британской поп-сцене, Корнер ответил: «Отнюдь нет. Я бы сказал, что это именно британский вариант ритм-энд-блюза, который в настоящий момент занимает небольшую нишу на поп-сцене. Настоящего прорыва пока не произошло». Однако Алексис оптимистично смотрел на жизнь и продолжал работать.

В тот же год возобновилась деятельность Алексиса на BBC в качестве музыкального ведущего. Стоит отметить, что ещё в середине пятидесятых Корнер вёл на радио программы, посвящённые таким титанам джаза, как Майлс Дэйвис, Чарли Мингус, Кид Ори и Каунт Бэйси. В 1964 году с Корнером связался продюсер Джефф Гриффин (Jeff Griffin), которому было поручено организовать пятнадцатиминутную блюзовую программу на BBC, причём руководство компании полностью отдало ему на откуп содержание и формат передачи. Лучшей кандидатуры, чем Корнер, он не видел. В результате Алексис согласился вести программу «Rhythm & Blues with Alexis Korner». Успех передачи упрочил его положение в шоу-бизнесе и способствовал подписанию контракта с лейблом Spot Records на выпуск одного альбома весной 1965 года.

К этому времени Blues Incorporated были квартетом, куда, кроме самого Корнера, входил принимавший участие в записи предыдущего альбома басист Дэнни Томпсон, ударник Терри Кокс и 24-летний вокалист Duffy Power. На четырёх треках к ним присоединились тенор-саксофонист Alan Skidmore и тромбонист Chris Pyne.

К тому моменту, как Даффи Пауэр присоединился к бэнду Алексиса Корнера, он был уже достаточно известной фигурой в британских ритм-энд-блюзовых кругах. Урожденный Рэймонд Говард (Raymond Howard), в 1956 году он вместе с друзьями организовал скиффл-группу Duffy Howard & The Amigos. Имя «Даффи» было взято с попавшейся на глаза афиши фильма с участием актера Говарда Даффа (Howard Duff). Группа исполняла скиффл и вещи Элвиса Пресли. В 1959 году, когда группа называлась New Vagabonds, их заметил импресарио Ларри Парнс (Larry Parnes) и подписал с ними контракт. В то же время умер Tyrone Power и веривший в приметы и предзнаменования Ларри решил, что к псевдониму «Даффи» должно прибавиться еще и «Пауэр». Группа имела успех и в 1962 году после полудюжины синглов на лейбле Fontana Даффи решил направить свою энергию в другое русло и, уйдя от опеки продюсера, начал позиционировать себя как ритм-энд-блюзового певца и исполнителя на губной гармонике.

В течение 1962-67 гг. Пауэр выпустил несколько сорокапяток на принадлежащем компании EMI лейбле «Parlophone». В 1963 году вместе с квартетом уже упоминавшегося Грэма Бонда им была записана битловская «I Saw Her Standing There». В 1964 году Даффи выступал с такими группами, как «Paramounts», «Flee-Rekkers», «Fentones» и сделал ряд демо-записей собственного материала в сотрудничестве с гитаристом Джоном Маклафлином. В начале 1965 года Пауэр записал для американской фирмы Jamie собственную композицию «Love’s Gonna Go». Вещь понравилась Алексису Корнеру, и он решил встретиться с автором. На никогда ранее его не видевшего Пауэра он произвел неизгладимое впечатление. Корнер ему только что в отцы не годился, был прекрасно образован и просто излучал харизму. Даффи исполнил несколько своих вещей и был поражен, когда при следующей встрече через несколько дней Корнер сыграл ему одну из них. Алексис купил у Даффи несколько его композиций для собственного исполнения и привлёк его к участию в очередном студийном проекте, которым и стал альбом «Sky High» (Spot LP JW551).

Duffy Power_1

Название альбома, надо сказать, было показательным. Ryemuse Studio, где с апреля по июнь 1965 года проходила запись, располагалась как раз над аптекой на престижной Сауф-Молтон Стрит, так что музыканты были с избытком обеспечены качественной марихуаной, без которой студийная работа даже и не начиналась. Из-за ограниченного финансирования записи проходили поздно ночью, и, по воспоминаниям продюсера диска, однажды привлеченная шумом, к ним зашла выпить чашку чая пара полицейских. Из двери студии выплывали клубы отнюдь не табачного дыма, но тогда всё обошлось. Более того, когда блюстители порядка уходили, один заметил: «Да, вы настоящие музыканты».

Диск открывается тремя композициями Корнера/Пауэра, сыгранными базовым составом Blues Incorporated в фолк-блюзовом ключе. Пауэр в полной мере демонстрирует здесь как свои вокальные способности, так и класс игры на губной гармонике. Следующим традиционно идет блок джазовых стандартов, исполненных с участием духовой секции, включающий классику Чарли Мингуса «Wednesday Night Prayer Meeting» и «Yellow Dog Blues» Хэнди. Непосредственно ритм-энд-блюзовая составляющая представлена двумя треками из репертуара Биг Джо Тернера с вокалом Даффи — «Oo-wee Baby» и «Louise». Не был забыт и традиционный дельта-блюз: Корнер записал на диск «Big Road Blues» Томми Джонсона — получившего известность в конце двадцатые годы легендарного гитариста с берегов Миссисипи. Завершают альбом три великолепных инструментала, написанных Корнером и исполненных им сольно на акустической гитаре.

Общее настроение альбома достаточно точно передал продюсер пластинки Jack Winsley, написав в аннотации к первому изданию: «Блюз, который вы услышите на этой записи, — искреннее выражение внутренних чувств. Каждый представленный музыкант/певец открыто показывает, что он чувствует. Что бы это ни было, будь то «деревенские» настроения как в «Louse Louse» или современные джазовые интонации, как в «Honesty», мы с полным правом утверждаем, что это, тем не менее, блюз. Кроме того, мы пытались представить звучание Blues Incorporated так, как они могли играть перед аудиторией. На этой записи присутствует потрясающая спонтанность. Blues Incorporated всегда более сконцентрированы на эмоциях, чем на чёткой технике исполнения. Запомните, что от музыкантов всегда требуется, чтобы они «пытались что-нибудь больше», чем просто играть правильно. Таким путём вы можете делать много ошибок, но у вас действительно получается настоящая музыка. «К чёрту последствия!» — постоянный девиз группы. Вы ничего не можете контролировать, как бы вы ни пытались: ни ошибки, ни музыку. Может быть, это выглядит слишком далёким от того, чтобы быть принципом публичного выступления, но по крайней мере, это ключ к тому, что чувствует группа».

Alexis_Korner_226

Пожалуй, это оказался самый провальный в коммерческом отношении проект Алексиса Корнера. Spot Records не имела своих дистрибьюторов и вообще была практически никому не известной компанией. В результате вышедший в апреле 1966 года альбом так и не дошёл до широкого слушателя. Ситуация улучшилась только к 1967 году, когда данный диск был издан на Polydor в сокращённом варианте под названием «Alexis Korner’s Blues Incorporated».

В течение 1965 года группа периодически записывалась для BBC. Так, в апреле, ещё с вокалом Herbie Goins была записана роскошная версия «I Got A Woman» Рэя Чарльза. В мае тем же составом, что и диск «Sky High», исключая Даффи Пауэра, группа исполнила отражавшую настроения холодной войны «Oh Lord, Don’t Let Them Drop That Atomic Bomb On Me» Мингуса и корнеровский «Blues a la King».

В декабре 1965 и январе 1966 года группа записала для BBC ещё несколько композиций и продолжала выступать в клубах. Однако музыкальная мода менялась. Носящая скорее элитарный характер музыка, исполнявшаяся Blues Incorporated, была мало интересна широкому слушателю. У молодёжи были другие кумиры. В первую очередь, это были Rolling Stones, Yardbirds, Animals, не говоря уже о Beatles. Конечно, Корнер не остался без работы. Он был весьма уважаем в кругах профессионалов, но содержать полноценную группу не мог. Томпсон и Кокс выступали с ним в течение 1966 года, но уже больше как сопровождающие музыканты. Изданный годом позже альбом с записями этого периода был выпущен под именем Алексиса Корнера, а не Blues Incorporated, и открывает, по существу, новую страницу в его творческих исканиях, а это уже другая история…

Текст: С. А. Исправников
Источник: Blues.ru

comments powered by HyperComments
468 ad
Корпорация блюза, часть 1 | YOUNGS CLUB
2014-09-06 17:57:40
[…] Продолжение читайте тут. […]